14.03.2023

Стишок да и нет не говорить. К вам приехала Мадам: игры нашего детства. Начинается игра с присказки ведущего


Одна из самых популярных посиделочных игр, особенно распространенных в городской среде. Фиксировалась этнографами, фольклористами повсеместно как в XIX, так и в XX веке.

Суть игры состоит в том, чтобы испытать человека на внимание, на точность употребления слова.

Все играющие садятся в кружок, внутри которого свободно перемещается ведущий. Он должен быть человеком находчивым, остроумным, реактивным. Его задача — заставить играющих ошибиться и заплатить штраф (фант).

Игра идет в виде диалога ведущего со всеми его участниками по очереди. Диалог открывается присказкой ведущего: «Знайте, кто не знал: скоро будет бал. Барин прислал сто рублей денег, голик да веник, просил на балу черного с белым не носить, «да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться. Вы поедете на бал?» Последний вопрос он обращает к конкретному собеседнику. Тот отвечает, стараясь выполнить поставленные условия, то есть ответить так, чтобы не улыбнуться, не засмеяться, не сказать «да» и «нет» и т. д. На поставленный вопрос он отвечает, например, так: «Поеду». Диалог продолжается.

— Да, поедете?
— Поеду.
— Какая на вас будет шляпа?
— Синяя.
— Какая синяя? Наверно, белая.
— Зеленая.
— Какая зеленая? Да она вовсе черная.
— Голубая.
— Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Да посмотрите, можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая!
— Нет, не белая, а черная.

Попался! Сказал три запретных слова: нет, белая, черная. Провинившийся отдает фант и выбывает из дальнейшего разговора.

Другого собеседника ведущий провоцирует на ошибку такими словами:

— Есть ли у тебя рога?
— Есть.
— Неужели есть?
— Имею.
— Так, стало быть, и хвост у тебя есть?
— Хвоста не имею.
— Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
— Человек.
— Нет, не человек, а без хвоста животное с рогами.
— Нет, человек!
И этот попался.

Ведущий для достижения успеха использует несколько приемов психологического или логического порядка. Он утрирует, доводит ответы собеседника до абсурда: например, чтобы не сказать про цвет вечернего фрака (смокинга) «черный», опрашиваемый вывертывается и говорит: «Голубой». Ведущий цепляется к этому и пыта- I ется сыграть на алогизме: «Черный фрак — голубой? Голубой черный фрак, да?». Если опрашиваемый не клюнул на этот прием, не сказал ни «черный», ни «да», ведущий меняет тактику и, как бы продолжая логику опрашиваемого, предлагает совершенно невероятный цвет фрака, например, «сизо-буро-малиновый с белыми блестками».

Потерявший бдительность собеседник совершенно неожиданно для себя соглашается:

А если все-таки не поддался на удочку на этом этапе разговора и сказал по-прежнему «Голубой», ведущий загоняет его в тупик таким образом: «Голубой?»— «Голубой!» — «Голубой-сизо?» — «Сизо».— «Сизо-буро?..» — «Сизо-буро».— «Малиновый?» — «Малиновый».— «С блестками?» — «С блестками!» — «Белыми?» — «Белыми». Попался!

Ведущему быть в его должности очень сложно, но и почетно. Поэтому в конце игры , когда собраны почти со всех фантики, когда оставшиеся «некупленными» один-два игрока выступят в роли оракулов, определяющих характер выкупа фанта каждым из провинившихся, когда все выступят со своими номерами (в качестве выкупа фанта могут стать пение, танец, рассказывание анекдота, смешные действия, поцелуи и т. п.), тогда играющие оценивают ведущего и оставляют, если его работа понравилась, на следующий цикл игры или выбирают из своего круга человека, который либо наиболее остроумно вел диалог, либо талантливо «выкупил» фантик. Играют, пока не надоест.

«Я знаю пять имен девочек…» - помните, как в детстве мы настукивали по мячу, стараясь быстро вспомнить пять имен девочек, пять растений, пять городов… А как мы горевали, когда родители звали нас с улицы домой или, того хуже, в наказание нам говорили: «Все, никакой улицы, будешь сидеть дома!».

www.seinajokiholiday.ru

Во что сейчас играют наши дети? Почему на улицах чаще встречаются мамы с маленькими детками, и даже на даче или в деревне родители жалуются, что дети сидят за компьютерными играми или за просмотром телевизора? Может, не знают, во что поиграть? Давайте вместе вспомним наши любимые детские забавы и обучим игре наших детей.

В прятки, крокодила, съедобное-несъедобное или испорченный телефон, думаю, играют и сейчас. Но есть еще много интересных игр, которые оказались незаслуженно забытыми!

Итак, наш ТОП-10 игр из детства:

  • «Вожатый, вожатый, подай пионера!» или «Красная Шапочка, белое перо…»

Количество игроков: от четырёх и более

Как играть: Игроки разбиваются на две команды и становятся в две шеренги на расстоянии нескольких метров друг напротив друга, крепко взявшись за руки. «Вожатый, вожатый, подай пионера (Олю, Мишу …)», - вызывает на бой игрока команда противника.

Или в другом варианте: «Красная Шапочка, белое перо, дай нам Вику (Ваню…) и больше никого!». Вызванный игрок должен с разбега разорвать сцепленные руки. Вызывающие очень крепко держаться за руки, чтобы «цепь» не разорвалась.

Если же игроку удается это сделать, то он уводит в свою команду дополнительного игрока из команды проигравших. Если ребенку не удалось разорвать цепочку из рук, он остается в новой команде.

Что развивает: игра развивает силу, выносливость, дети учатся работать в команде…

  • «Море волнуется - раз, море волнуется - два»

Как играть: Ведущий отворачивается и произносит слова: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская (лесная, звериная, или любая) фигура, на месте замри!» Остальные игроки в этот момент двигаются в любом порядке.

Как только ведущий произносит «Замри!», все должны замереть в интересной и необычной позе, учитывая тему, заданную ведущим. При этом нельзя шевелиться. Ведущий медленно обходит всех участников. Кто первый пошевелится или засмеется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

Плюсы: игра развивает воображение, артистичность, спонтанность, тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений.


www.hgb.com.br

  • «Бабушка, распутай нитки!»

Как играть: Ведущий отворачивается. Игроки становятся в круг, берутся за руки и стараются запутаться в невообразимый клубок. Можно переступать через руки, перекручиваться. Главное условие - не разрывать рук.

Запутавшиеся вызывают ведущего: «Бабушка, распутай нитки!» Ведущий должен распутать всех участников игры. Руки разрывать нельзя. Если кто-то отпустил ладошку, игра заканчивается.

Плюсы: игра помогает развивать гибкость, ловкость, воображение, логику.

  • Подвижная игра «Выбивалы»

Как играть: Два игрока стоят друг напротив друга на достаточно большом расстоянии. Между ними бегает толпа играющих. Их задача - увернуться от мяча. В кого попадет мяч, тот становится на место выбивающего.

Чем полезна: игра развивает ловкость, быстроту реакций.

  • Игра с резинкой «Олимпиада»

Количество игроков: от четырех и более

Как играть: Игроки делятся на две равные команды. Одна команда берет резинку в руки и произносит: «О-лим-пи-а-да! Раз-два-три!». При этом команда старается как можно больше запутать резинку. На нее можно наступать, скручивать, меняться местами и т.д.

Только держать резиночку нужно в том месте, где и взялись за нее. На счет "три" игроки замирают, в итоге получается "паутинка" из резиночки. Игроки другой команды должны по очереди пролезть через «паутинку» на другую сторону, не касаясь резинки.

Можно пролезать в маленькие треугольники в паутинке, перепрыгивать через нее, проползать по земле и т.д. Можно усложнить задачу тем, чтобы каждый игрок не повторял путь предыдущего игрока, а выбирал свой. Если кто-то задел резиночку, игроки меняются местами. Если нет, то игра начинается заново.

Плюсы: игра развивает гибкость, ловкость, творческое мышление.


www.domiknadereve.com

  • Штандер

Количество игроков: от трех и более

Как играть: Ведущий подбрасывает высоко вверх мяч и называет имя любого игрока, который должен поймать мяч. Все остальные убегают. Как только мяч оказывается в руках игрока, тот кричит "Штандер!" и все остальные немедленно останавливаются.

Тогда игрок с мячом мысленно оценивает расстояние до какого-нибудь игрока и называет его, например: «До Леши два гиганта (большие шаги), четыре лилипута (маленькие шажки, стопа к стопе), три кастрюльки (прыжки, присев), два верблюда (плевки), восемь зонтиков (повороты вокруг своей оси)».

Можно придумать свои измерения. Если ведущий таким образом добирается до выбранного игрока, то тот становится ведущим.

Что развивает: ловкость, умение анализировать ситуацию, внимательность, расчётливость.

  • Картошка

Количество игроков: от трех и более

Как играть: Играющие становятся в круг. Начинают быстро бросать мяч друг другу. Кто упустил мяч, тот становится «картошкой» и садится в центр круга. Оставшиеся игроки могут выбить мячом «картошку». Тогда игрок снова становится в круг. Игру можно усложнить, взяв два мяча, а не один.

Что развивает: ловкость, внимательность

  • Ножики

Количество игроков: от двух и более.

Как играть: На земле нужно начертить большой круг и поделить на «царства», чтобы каждому игроку поровну. Игроки по очереди бросают ножик в землю соперника. Если ножик воткнулся в землю, то отрезают часть «царства», проводя линию строго параллельно лезвию ножа, присоединяя эту землю к своей.

Если нож упал, а не воткнулся в землю, то ход переходит к другому игроку. Задача - захватить все «царство» соперника.

Что развивает: внимательность, осторожность.

  • «Колечко»

Количество игроков: от трех и более.

Как играть: Ведущему дается колечко, которое он зажимает между двумя ладошками. Игроки садятся и также складывают ладони, как лодочки. Ведущий подходит по очереди к каждому и вкладывает свои ладони в ладони игроков. Одному из них ведущий незаметно опускает колечко.

При этом можно путать игроков, мимикой или жестами, показывая, где колечко. Обойдя всех, ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладонях оказалось колечко, должен быстро выскочить, чтобы его не задержали другие участники. Если ему это удастся, он становится ведущим, если нет - выбывает из игры.

Что развивает: наблюдательность, актерское мастерство, ловкость, быстроту реакций.

  • Вы поедете на бал?

Количество игроков: от двух и более

Как играть: Ведущий произносит: «Да» и «Нет» не говорите, черное и белое не называйте. Вы поедете на бал?» Потом он начинает задавать игроку самые разные уточняющие вопросы: на чем поедет, что наденет, какого цвета будет наряд, весело ли ему там и т.д.

Его задача — запутать игрока. Игроку нужно ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый».

Плюсы: развивает внимательность, умение нестандартно мыслить, коммуникативные навыки.

Дорогие читатели! А во что играли вы в детстве? Давайте напомним другу! Ждем ваши комментарии.

Предлагаем вашему вниманию очень веселую словесную игру, которая развивает внимание, чувство юмора, учит обдумывать свои мысли, развивает коммуникативные способности. Взрослые наверняка играли в нее, помнят, сколько радости и веселья можно получить при этом. Иногда бывает так, что вы вышли на прогулку или просто гуляете с ребенком и хотите чем-то развлечь его. Предложите ему эту забаву. Также вы можете поиграть и в большой компании, тогда развлечение покажется еще более смешным. Игра для детей «Вы поедете на бал?» имеет еще несколько названий. Часто ее называют по первым словам считалочки, которую принято произносить вначале: «Барыня прислала сто рублей» Существуют и другие, менее известные названия, которые, возможно помнят те, кто знает это развлечение. Но вы можете использовать то название, которое вам ближе. Мы же расскажем о наиболее известных вариантах.

Если вы планируете провести праздник для детей, то предложите им еще несколько не менее увлекательных развлечений. Например, две игры для девочек . В случае, если у вас собралась компания из детей разных полов и возрастов, попробуйте поиграть на воздухе в или

Правила игры «Вы поедете на бал?»

Начинать можно вдвоем, но если вас трое или четверо, то будет еще веселее. Вначале произносится такая подводка:

«Барыня прислала сто рублей.

Что хотите, то купите.

Да и нет не говорите.

Белого и черного не надевайте.

Вы поедете на бал?»

После этого выбирается один участник, который будет отвечать на вопросы. Остальные задают вопросы, но таким образом, чтобы вынудить отвечающего произнести запретные слова. Приведем пример диалога, который может из этого выйти.

После вопроса «Вы поедете на бал», произносится ответ: «возможно»

  • А что вы наденете?
  • Красивое платье.
  • Какого цвета?
  • Красное.
  • Наверняка оно будет очень пышное?
  • Да…. Ой, проговорились…. слово «да» говорить нельзя!

После этого отвечать начинает тот, кто задавал вопросы, а все остальные участники начинают его «выводить на чистую воду».

Совет! Не спешите сразу получить неправильный ответ. Сначала нужно отвлечь внимание отвечающего, подождать, пока он перестанет так тщательно продумывать свои ответы. Для этого нужно задать целый ряд вопросов.

Список вопросов, которые могут заставить ответить неправильно

Вариантов вопросов может быть множество. Вот наиболее частые из тех, которые обычно вызывают замешательство и заставляют подумать, прежде чем ответить. Здесь приведены цепочки из нескольких вопросов, чтобы ввести отвечающего в заблуждение.

  1. А какая погода будет, когда вы поедете на бал? Будет ли идти снег? А снег какого цвета? — Белого… Ой, проиграл…
  2. А будете ли вы чистить зубы перед выходом? Какого цвета будут ваши зубы после чистки? — снова проигрыш.
  3. Наверное за вами заедут на красивой дорогой машине? Это будет мерседес? А какого он цвета?
  4. А ты хочешь, чтобы на балу в тебя влюбился настоящий принц? — Да! — и снова проигрыш.
  5. Пойдешь ли ты на бал в своем старом халате? — Нет!
  6. Будут ли на балу играть на рояле или фотепиано? Какого цвета клавиши? А скажи, какого цвета будет рояль?
  7. Какого цвета школьный мел?
  8. Хочешь, я куплю тебе белое платье? — обычно здесь участник не видит подвоха и говорит: Да или Нет. Тут — то он и проиграл!
  9. Сможешь ли ты поднять черную большую гирю? — почти все отвечают: Нет!
  10. Хотела бы ты пойти на бал в свадебном платье, чтобы сразу выйти замуж за принца? (Да или нет). А какого цвета ты бы хотела свадебное платье?

Можно развивать тему и отходить от темы бала. Если участников больше двух, то они по очереди задают вопросы, а один из игроков отвечает им всем. Если вопросов больше нет, то право задавать их переходит к другому участнику.

Разновидности игры, название «Барышня-мадам»

Иногда эту забаву называют «Барышня-мадам». Тогда присказка будет немного другой:

«Барышня-мадам прикатила чемодан.

В чемодане 100 рублей,

Ты потрать их поскорей.

Попробуй не смеяться и не улыбаться.

Губки бантиком держи!

Белый с черным не носи!

Да и нет не говори!»

Здесь тоже нужно соблюдать все правила. Но они усложняются: нельзя улыбаться и смеяться. Губы должны быть плотно сомкнуты. Удержаться от смеха будет очень трудно, поэтому рассмешить игрока будет достаточно просто.

Посмотрите вариант вопросов и ответов в забаве «Барышня-мадам», в видео-ролике, который собрал более миллиона просмотров в интернете:

Как видите, не засмеяться труднее всего!

Усложнить игру можно будет запретом произносить какую-либо букву. Чаще других используют букву «Р». Слова получаются похожими на детский лепет и засмеяться еще проще.

Активная игра

От 2 до 3 игроков

Не регламентировано

Описание

“Вы поедете на бал?” – словесная игра, в основном подходящая для девочек. Второе название “Барышня – мадам”. Игра развивает мышление, учит следить за собственной речью и концентрировать свое внимание.

Правила

Выбирается тот, кто будет водить и он произносит следующие слова: “Да и нет не говорите, черное с белым не берите, вы поедете на бал?”. Отсюда и вытекают правила. Тот у кого спрашивают, не может отвечать “да” или “нет” и называть в ответ “черное” или “белое”. Задача водящего запутать отвечающего и задавать вопросы как можно быстрее, меняя интонацию. Или, например, сначала задавать вопросы не требующие таких ответов. Если отвечающий ошибся, то он становится водящим.

Для более продвинутых, есть усложненная версия со своими стишками:

– Барыня прислала 100 рублей
И коробочку соплей
“Да” и “нет” не говорить,
В черном-белом не ходить,
“Р” не выговаривать
Вы поедете на бал?

– Вам барышня прислала кусочек одеяла
Велела не смеяться,
Губки бантиком не делать,
“Да” и “нет” не говорить,
Черно с белым не носить.
Вы поедете на бал?

Вам барышня-мадам
Прикатила чемодан,
Велела не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком не делать, “да” и “нет” не говорить,
Черный с белым не носить.
Вы поедете на бал?