27.03.2023

Мучает давление, защемило сердце, получили в нос от стюардессы. Что делать, если вам стало плохо на борту самолета. Стало плохо на борту самолёта, кто поможет? Стоит ли лететь если плохо себя чувствуешь


Работники служб авиаперелетов нередко сталкиваются с резким ухудшением состояния физического здоровья пассажиров самолета. Многие жалуются на , ощущение сдавленности, приступы паники и многие другие неприятные симптомы, существенно отягчающие процесс полета.

Почему может стать плохо в самолете?

Основной причиной многих проблем, связанных с ухудшением физического состояния пассажиров во время перелета, является существенная перегрузка вестибулярной системы, по сравнению с привычным повседневным состоянием . Совершение пилотом маневров при посадке и взлете, длительность путешествия, преодоление зон турбулентности заставляют нервную систему испытывать непрерывный стресс, результат которого отражается как на работе сердца и сосудов, так и на желудочно-кишечном тракте.

Постепенно организм будет привыкать к усилившимся нагрузкам и симптомы будут пропадать, но не каждому хочется провести длительное время, пытаясь сражаться с подступающими симптомами. Кроме того долгая и неожиданная перегрузка такого плана может негативно отразиться на человеке и привести к крайне опасным для жизни и здоровья состояниям. Для того чтобы полет не обернулся срочным посещением больницы, стоит внимательно отнестись к подготовке к авиапутешествиям.

Кому может стать плохо в самолете

Тем, кто собирается выбирать авиаперелет в качестве способа добраться куда-либо, стоит помнить о том, что многие хронические патологии во время полета могут существенно обостриться из-за резкой смены обстановки, которую неподготовленный, ослабленный организм может счесть критичной. В группе риска находятся пассажиры, страдающие следующими типами заболеваний:

Тем, кто недавно перенес различные операции, восстанавливается после или , а также беременным на поздних сроках стоит вовсе воздержаться от полетов в самолетах и выбрать другой способ перемещения.

Как помочь человеку во время перелета

Существует несколько правил, соблюдая которые можно свести шансы ухудшения состояния здоровья в самолете к минимуму:

Обратите внимание

  • Страдающим от хронических патологий почек и сердечно-сосудистой системы не стоит пить мочегонные средства перед полетом. Не стоит направлять прямо себе в лицо струю воздуха из вентилятора, чтобы не спровоцировать дальнейшую потерю организмом влаги. Большое количество жидкости в организме поможет также избежать головокружения и перепадов давления во время полета.
  • Одежда для перелета должна быть максимально комфортной, не сковывающей движения и не затрудняющей дыхание. Стоит отдать предпочтение натуральным, впитывающим тканям, чтобы кожа могла свободно дышать.
  • Пассажиру нужно избегать переедания до и во время перелета. Стоит уделить внимания легким, сбалансированным блюдам, которые легко переварить. В самолете белое мясо нужно предпочесть красному, а также полностью отказаться от продуктов, провоцирующих повышенное газообразование.
  • Долгое сидение в прямом положении ухудшает циркуляцию крови и провоцирует резкое сокращение сосудов, что приводит к обострениям сердечно-сосудистых состояний, головной боли, шуму в ушах, отеканию конечностей. Для перелета лучше взять с собой теплые носки и по возможности разуться в салоне. Чтобы избежать затекания мышц, можно делать легкие, расслабляющие упражнения, так, чтобы не мешать другим пассажирам. Иногда будет нелишним встать и медленно пройтись по салону.
  • Иногда пассажиры испытывают дискомфорт из-за перепадов давления воздуха. В самолете такое явление может вызвать заложенность ушей, а также спровоцировать обострение респираторных заболеваний. Чтобы этого не произошло, стоит обезопасить себя:
    1. для того чтобы «снять» заложенность с ушей нужно пососать конфету или пожевать резинку. Иногда стабилизировать давление в ушных проходах помогает зевание;
    2. некоторые врачи рекомендуют при заложенности ушей закрыть рот и нос и попытаться с силой «выдохнуть»;
    3. за 30-40 минут до посадки в самолет можно воспользоваться сосудосуживающим спреем для носа. Это не дает в последующем сжиматься воздушным ходам.
  • Если сидящий чувствует головокружение или тошноту, переключение внимания может помочь.иногда для избавления от дискомфорта достаточно посмотреть в окно или сосредоточиться на любом предмете в салоне. Ликвидировать тошноту помогут заранее приготовленные медикаменты, направленные на снижение тяжести путешествий – Драмина, Коккулин. Они убирают ощущение комка в глотке и стабилизируют вестибулярный аппарат при непривычных условиях перелета.
Рекомендуем прочитать:
  • Перед посадкой, если беспокоят сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, нужно приготовить набор лекарств на случай, если станет плохо в салоне самолета. Чаще всего на борт берут успокоительные средства, а также средства для понижения давления. пригодятся также в тех случаях, если во время перелета случился приступ паники или аэрофобии.
  • Важно помнить о том, что при любых недомоганиях можно обратиться к бортпроводнице, в обязанности которой входит обеспечение комфортного состояния жизни и здоровья пассажиров во время перелета. Работники самолета проинструктированы на случай возникновения любой патологии у пассажиров и обязаны оказывать посильную помощь.
31 мая 2018, 05:51

Перепады , смена часовых поясов, стрессы - для людей со слабым здоровьем авиаперелеты могут быть опасны. Между тем, единых требований по оказанию медицинской помощи на борту самолета не существует. Эксперты рассказали «Правде.Ру», как эту проблему, особенно актуальную в сезон отпусков, решают российские авиакомпании.

Британская медицинская ассоциация призвала обратить больше внимания на здоровье авиапассажиров. В отчете, подготовленном экспертами этой организации, отмечается, что, несмотря на огромную популярность воздушного транспорта, вопросами безопасности клиентов с точки зрения состояния их самочувствия серьезно никто не занимается.

Из разных уголков планеты периодически поступают новости, что в таком-то аэропорту человеку стало плохо, или самолет экстренно сел из-за недомогания, а то и пассажира. В США подсчитали - каждый год только в этой стране у более 350 тысяч людей останавливается сердце, и чаще всего это случается в воздушной гавани.

Ученые отмечают, что не существует единых требований к авиакомпаниям по обеспечению даже простейшей медицинской помощью на борту самолета. Многие авиалинии самостоятельно решают эту проблему, но объем возможной помощи бывает самым разным. В Европе экипаж лайнера должен владеть навыками оказания первой помощи, однако про стандарты, по которым должна вестись такая подготовка, сказано очень мало.

О помощи авиапассажирам в России «Правде.Ру» рассказали в пресс-службе аэропорта «Домодедово» .

Как таковой статистики о смерти людей в аэропортах, в том числе и от остановки , у нас нет. Конечно, бывают случаи, когда человеку становится плохо, особенно в жару. Но мы стараемся контролировать ситуацию. У нас есть медицинская служба, в штате которой свыше ста человек, и на помощь всегда готовы прийти высококвалифицированные врачи. Причем авиапассажиру помогут после прохождения любого уровня. В аэропорту есть две машины скорой, все необходимые реанимационные препараты, в том числе и дефибриллятор, который используют для первой помощи сердечникам.

- А если плохо станет на борту самолета?

За пассажиров в небе отвечают сотрудники авиакомпании. Но в случае ЧП экипаж может связаться с аэропортом. И уже по приземлении лайнера либо врач поднимется на борт, либо подъедет «Скорая» и человека госпитализируют.

Кстати, чиновники авиалиний говорят, что подчас путешественники сами виноваты в трагедиях. Пассажиры-сердечники не всегда сообщают о своих проблемах со здоровьем, и это мешает обеспечивать своевременную медицинскую помощь и принимать предупредительные меры.

Перелет всегда связан с нагрузками на организм, которые происходят во время взлета, посадки и в зонах турбулентности. Особенно страдает вестибулярный аппарат. При этом могут появиться головные боли, шум в ушах, и у человека возникает приступ паники, который иногда продолжается и после приземления. Поэтому желательно, чтобы все пассажиры были ознакомлены с рекомендациями и советами, как вести себя в самолете, если стало плохо.

Группа риска

Часто во время полета обостряются хронические заболевания. При пониженном давлении в самолете кровь медленнее насыщается кислородом. Из-за этого особенно страдают пассажиры:


  • с ишемической болезнью сердца;
  • стенокардией;
  • гипертонией;
  • повышенным внутричерепным давлением;
  • вегетососудистой дистонией.

Кроме того, в группу риска попадают больные пневмонией, астмой и воспалением дыхательных путей, так как воздух в салоне самолета слишком влажный или, наоборот, сухой. При более длительных перелетах пассажиры долгое время находятся без движения, что может привести к отекам, застаиванию крови или отрыву тромба.

В салоне самолета у человека может быть нарушено и психическое состояние на фоне фобии. Такие люди начинают вести себя неадекватно. Решение к перелету принимает сам человек, в зависимости от своего состояния, но в некоторых случаях лучше получить разрешение у врача.


Если пассажир тяжело болен, то его просто могут не допустить к полету, чтобы уберечь от серьезных последствий. У каждого авиаперевозчика существуют свои нормы допуска, которые имеют четкое и детальное определение. Но установлены и общие рекомендации. Так, лететь не советуют пассажирам:

  • перенесшим хирургическое вмешательство;
  • после инфаркта;
  • переболевшим инсультом или гипертоническим кризом.

Таким людям первые полгода советуют пользоваться другими видами транспорта. Что касается беременных женщин, то авиакомпаниями установлены крайние сроки: 28 или 36 недель.

Прежде всего рекомендуется подготовить себя к длительному перелету. Для этого следует отказаться от физических нагрузок и хорошо отдохнуть. За сутки до рейса не употреблять алкогольные напитки и жирную пищу, так как тяжелое переваривание может пагубно сказаться на организме.

Полет на самолете - это стресс для любого организма. Но для людей с целым рядом заболеваний он может представлять серьезную опасность для жизни. Известно, что к летальному исходу в большинстве случаев приводят болезни, которыми человек страдал еще до перелета.

Кому нельзя летать?

В группу риска входят, прежде всего, больные сердечно-сосудистыми заболеваниями , такими как ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз. Сердечникам может стать плохо из-за пониженного давления в салоне самолета - на борту оно соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода. Людям с повышенным внутричерепным давлением также летать нельзя. Риск есть и для тех, у кого есть патология свертываемости крови.

Еще одной группой риска являются люди, которые страдают тромбофлебитом или тромбозом глубоких вен ног . Опасность для них состоит в том, что время перелета человек длительное время проводит в малоподвижном состоянии. Кровь в ногах застаивается, ноги отекают и болят, возможны образование и отрыв тромбов и закупорка тромбами артерий (тромбоэмболия).

Нельзя летать людям, страдающим заболеваниями дыхательных путей , такими как пневмония, бронхиальная астма, бронхит и пневмоторакс. Воздержаться какое-то время от полетов необходимо и тем, кто недавно перенес хирургические операции, особенно операции в области грудной клетки или живота.

У тех, кто страдает психиатрическими заболеваниями , например, эпилепсией, в салоне самолета может возникнуть приступ, поэтому им тоже лучше не летать. Осторожность нужно соблюдать и диабетикам. Абсолютным противопоказанием для полета также являются заразные инфекционные заболевания.

Возникающие на высоте перепады давления могут негативно повлиять на течение такой болезни, как отит , поэтому если у вас болят уши, от перелета лучше воздержаться - иначе станет только хуже. К аэроотиту может привести даже простая простуда, ведь носоглотка и слуховая труба связаны. По этой же причине больным гайморитом и синуситом стоит несколько раз подумать, прежде чем лететь. Если больной с насморком все-таки решил лететь, ему нужно использовать перед полетом сосудосуживающие капли.

Не пустить в самолет могут также беременных после 36 недель. У разных авиакомпаний на этот счет свои правила, некоторые авиаперевозчики отказываются брать беременных на борт при сроке уже в 28 недель из-за риска преждевременных родов. Новорожденных детей можно брать в самолет, только если вместе с вами летит врач.

Окажут ли помощь?

Экипажи самолетов в обязательном порядке обучают оказанию первой медицинской помощи , поэтому если кому-то стало плохо, бортпроводники ему помогут.

На борту есть аптечка первой помощи, которой может пользоваться экипаж. Имеется также врачебная аптечка, но открывать ее может только врач из числа пассажиров.

В особых случаях экипаж связывается с ближайшим аэропортом и просит разрешить экстренную посадку .

В аэропортах дежурят врачи, которые окажут человеку необходимую медицинскую помощь.

Прямо с борта самолета больного пассажира могут сразу же госпитализировать .

Если о болезни одного из пассажиров стало известно еще до перелета, его могут снять с рейса.

Карантин

Больные инфекционными заболеваниями, такими как холера, чума, геморрагическая лихорадка, малярия, представляют большую опасность для окружающих. Во многих экзотических странах существуют районы, где население заражено этими болезнями.

Поэтому в аэропортах, открытых для международных сообщений, существуют специальные пункты санитарно-карантинного контроля . Работники этих пунктов досматривают все самолеты, убывающие за рубеж или прибывшие из других стран. Они осматривают грузы, а также опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья.

Если персонал санитарно-контрольного пункта выясняет, что кто-то болен заразной болезнью, этого человека сначала изолируют от других людей, а потом госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Изолируют и осматривают также всех, кто с ним контактировал.

О чем помнить?

Для здорового человека перелет - это тоже стресс. Перегрузки, перепады давления и малоподвижность негативно влияют на организм. Кроме того, в салоне самолета пониженная влажность воздуха (20%), поэтому слизистые могут пересыхать. Специалисты советуют пить во время перелета больше воды и отказаться от алкоголя и напитков, содержащих кофеин. Стоит также взять с собой капли «искусственная слеза» на случай, если будут болеть глаза, и отказаться от контактных линз, надев вместо них очки.

Поскольку большую часть времени во время перелета мы сидим, нужно периодически вставать и ходить по салону, вытягивать ноги, чтобы они не отекали и кровь не застаивалась. Не стоит также класть под ноги ручную кладь.

Даже у тех, кто не болен отитом, из-за перепадов давления могут возникнуть щелчки и боль в ушах. В этом случае нужно пожевать жевательную резинку.

Не забывайте брать с собой в ручную кладь аптечку с минимальным набором лекарств. Во флаконах жидкости должно быть не более 100 миллилитров.

Лицом к лицу

В неудобном самолетном кресле корчилась от боли молодая беременная женщина. Приступ начался неожиданно, сопровождался кровотечением, но больше всего её испугало то, что она перестала ощущать движения шестимесячного плода. Экипаж авиалайнера, направляющегося в Лос-Анджелес, немедленно обратился к пассажирам с просьбой прийти на помощь. В салоне нашелся педиатр, который осмотрел женщину и установил, что ребенок мертв и сделать уже ничего нельзя. Поэтому врач предложил продолжить полет до аэропорта назначения.[!]
Однако летчики не взяли на себя ответственность и связались по радио с наземной группой медицинской поддержки в Фениксе. «Наш доктор ответил однозначно, - вспоминает Дэвид Стрейтвизер, директор Глобального центра MedLink , который обеспечивает медицинское обслуживание на сорока авиалиниях по всему миру. – Он предложил командиру экипажа срочно изменить маршрут».
С помощью обширной базы данных тут же был определен ближайший подходящий аэропорт, и за считанные минуты MedLink связался с находящимся недалеко от него акушером, который имел большой опыт помощи в экстренных случаях.
К моменту вынужденной посадки прямо на взлетном поле самолет ждала соответствующим образом оборудованная машина «скорой помощи» и готовая к действию команда врачей. «Мы были готовы сделать все, чтобы спасти жизнь ребенка», - рассказывает Стрейтвизер.
Никто не считал, скольким пассажирам за год становится плохо во время полетов. Однако работники авиакомпаний уверены, что по мере увеличения размеров авиалайнеров и старения населения это количество возрастает. Раньше забота о заболевших пассажирах возлагалась только на обученных приемам первой помощи членов летных экипажей, однако сейчас такая практика считается недостаточной.
Хотя это и не требует закон, сегодня большинство, если не все, авиакомпаний имеет какой-нибудь вид медицинской подстраховки. Одна из организаций этой системы - действующая с 1986 года MedLink, которая обслуживает не только авиа-, но и морские линии. Дежурящие в отделении «скорой помощи» регионального центра Добрых самаритян в Фениксе 18 врачей этой компании отвечают в среднем на 60 радиотелефонных звонков в день. В прошлом году к ним обращались с неба более 12 тысяч раз.
По результатам наземных консультаций более пяти процентов авиарейсов изменили маршруты и приземлились досрочно. В 1999 году таких случаев было несколько больше - свыше семи процентов. Вынужденно свернувшие со своего пути самолеты повышают стоимость рейсов и увеличивают потери времени у пассажиров и экипажей, но этого можно избежать, обеспечив соответствующую наземную медицинскую поддержку и имея на борту правильно скомпонованные бортовые аптечки и минимальный набор необходимого медицинского оборудования.
Медицинский директор компании American Airlines Дэвид МакКенас рассказывает о случае, когда во время перелета через Атлантику одну из пассажирок настиг тяжелейший приступ астмы. Как правило, в более чем половине летящих самолетов среди пассажиров находится врач, медсестра или фельдшер. Однако на этот раз никого из них на борту не было. МакКенас посоветовал стюардессе использовать имеющийся в аптечке ингалятор. «Два впрыскивания тут же остановили приступ, - вспоминает Дэвид. – Это не только избавило экипаж от необходимости совершить экстренную посадку, но и очень возможно, что спасти жизнь этой женщины. Как выяснилось потом, ее при подобных приступах обязательно отправляли в госпиталь».
В отличие от других авиакомпаний, American и United Airlines имеют собственный штат медицинских работников. Причем первая из них была инициатором комплектования всех своих машин автоматическими дефибрилляторами. По этой причине МакКенаса даже называют «отцом» движения за широкое использование этих приборов. «С 1997 года, когда дефибрилляторы стали стандартным оборудованием для наших машин, они спасли 34 жизни, - говорит он. – Как ни странно это прозвучит, но мы спасаем в воздухе больше людей после неожиданного инфаркта миокарда, чем во многих местах на земле».
...Одним из таких возвращенных к жизни клиентов American Airlines четыре года назад стал Майкл Тай. «Я был практически уже мертвым, - вспоминает он тот трагический полет из Бостона в Лос-Анджелес. – Мы находились в небе уже три часа, на подвешенных к потолку экранах подошел к концу какой-то фильм, моя жена, дремавшая во время его демонстрации, открыла глаза, потянулась и положила ногу на мое колено. Я столкнул ее и тут же потерял сознание. Она подумала, что я шучу, но, встряхнув меня и похлопав по лицу, поняла, что дело плохо. И тут же громко позвала кого-нибудь на помощь».
Это был тяжелейший инфаркт. Первым на зов прибежал бортпроводник Кевин Данн. Вместе с женой Майкла они положили его в проход между креслами и начали делать ему искусственное дыхание. Но, несмотря на все их усилия, он не подавал признаков жизни. Тут же появился второй бортпроводник, державший в руках прибор, напоминавший по виду переносной компьютер. Это и был портативный дефибриллятор, всего несколько дней назад доставленный на борт самолета.
Первые три высоковольтных разряда не дали никакого результата, и жена обратилась к пассажирам с мольбой спасти ее мужа. А члены экипажа продолжали бороться. Еще один разряд, и Майкл вздохнул и открыл глаза. Самолет посадили в Денвере, где больной провел неделю в госпитале.
После этого происшествия Тай, который раньше никогда не страдал никакими сердечно-сосудистыми заболеваниями, стал активным пропагандистом прибора, вернувшего его с того света. Он даже выступил по этому поводу в Конгрессе, ратуя за обязательное наличие дефибрилляторов во всех общественных местах. Живущий сейчас в Вермонте, Тай остается близким другом Кевина Данна. «У меня нет никаких сомнений в том, что он спас мне жизнь», - говорит Майкл.
Когда речь идет об инфаркте, все определяет время. «Каждая минута задержки помощи, - говорит МакКенас, - уменьшает шансы на выживание на 10 процентов. Поэтому наши экипажи учатся действовать быстро и применять дефибриллятор тогда, когда пациент теряет сознание, перестает дышать и у него пропадает пульс».
В распоряжении компании American имеется восемь врачей, трое из которых размещаются в Далласе, а остальные - в других аэропортах страны. Они могут оказывать консультационную помощь в очень широком диапазоне – от сильных головных болей, тошноты и повышенной тревожности до передозировки наркотиков и других угрожающих жизни состояний. «Обычно нас вызывают по радиотелефону от пяти до семи раз в неделю», - говорит МакКенас.
United Airlines, как правило, получает то же количество вызовов ежедневно. «Понятно, что это объясняется большим объемом пассажирских перевозок нашей компании – до 200 тысяч человек в день, - говорит ее медицинский директор доктор Гэри Кон. - Это же население среднего города». Соответственно United располагает и вдвое большим числом врачей-консультантов, работающих в семи городах и в основном являющихся специалистами по авиационной медицине. Впрочем, если у них возникает нужда в других специалистах, они всегда ждут в отделении «скорой помощи» Медицинского центра Пресвиторианского госпиталя Питсбургского университета.
Поставить диагноз без непосредственного контакта с пациентом, особенно при нечетко выраженных симптомах, как это чаще всего и бывает в подобных ситуациях, - весьма трудно даже для очень опытного профессионала. Решающим здесь является правильная постановка вопросов. «Наша главная задача – стабилизировать состояние пациента, - говорит Кон. – Мы не пытаемся создать в воздухе настоящий госпиталь. Если возникает срочная необходимость в серьезной помощи, идеальным решением является посадка самолета как можно быстрее. К сожалению, это не всегда возможно, поскольку тяжелые машины не могут приземляться в каждом аэропорту». Поэтому компания имеет специальную регулярно пересматриваемую и дополняемую базу данных, включающую все аэропорты, куда можно отправить самолет с тяжелым больным, а также все госпитали вблизи них и их лечебные возможности в экстренных случаях.
В Соединенных Штатах почти каждый крупный аэропорт соответствует необходимым медицинским требованиям. Гораздо труднее найти нужное место посадки вне страны.
Отвечая более чем на 2000 звонков в год, United только в ста случаях решает изменить маршрут самолета. При этом лишь 10-15 рейсов отклоняются от намеченного пути «по медицинским показаниям». Объясняется это тем, что по большей части возникающие в небе вопросы удается решать с помощью средств, имеющихся на борту. Однако так бывает не всегда.
Недели три назад на рейсе United случилась беда. Когда самолет, следовавший из Европы в Чикаго, подлетал к берегам Канады, пожилой человек пожаловался на сильную боль в груди. Врача на борту не оказалось, но по словам самого больного можно было прийти к заключению, что у него развивается инфаркт миокарда.
Наземный консультант предложил экипажу немедленно садиться в канадском аэропорту. Решение в таких случаях всегда остается за командиром воздушного корабля. Самолет приземлился в Канаде, и пациента срочно отправили в местный госпиталь, где диагноз инфаркта полностью подтвердился.
Несмотря на трудности диагностирования на расстоянии, по данным Федеральной авиационной администрации, в 70 процентах случаев заключения, сделанные врачами-консультантами, подтверждаются потом на земле. Это же правительственное агентство сообщает, что в результате медицинских усилий авиакомпаний у 60 процентов заболевших в воздухе состояние улучшается, хотя всех пострадавших уберечь все же не удается. 15 авиапассажиров погибло во время полета, на пути к госпиталю или уже после того, как было начато лечение в стационаре.
В настоящее время даже такая небольшая и молодая компания, как JetBlue, оценила достоинства медицинских консультантов. В прошлом году она 78 раз использовала связи с MedLink, и шесть ее рейсов были приостановлены. «Наличие постоянного доступа к медицинским профессионалам повышает уверенность летного состава, - говорит представитель JetBlue Брайен Мэнабей. – Мы не имеем возможности обучить всех его членов навыкам медсестер. Поэтому мы полагаемся на MedLink».
Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем «воздушная» медицина будет действовать с гораздо большим успехом. American Airlines, в частности, уже делает следующий шаг вперед в этом направлении. Она разрабатывает программу SkyCAAre, которая предусматривает медицинское сопровождение воздушных путешественников, нуждающихся во врачебном присмотре во время полета. «Это очень удобно для пассажиров, страдающих болезнью Альцхаймера или перебирающихся поближе к семье пациентов домов престарелых, - говорит медицинский директор компании. – В соответствии с условиями этой программы такой пассажир покупает с 30-процентной скидкой соседнее с ним кресло и платит сбор в 90 долларов в час за сопровождение его «личной» медицинской сестрой».