21.06.2023

История резьбы по дереву на руси. Виды резьбы по дереву. Основные характеристики. Основные мотивы ворнаменте


В зависимости от того, какой мастер, какая у него техника, какой замысел резьба может быть выполнена в разных видах. Она может быть как простой, так и сложной. Существует различные виды резьбы по дереву: рельефная резьба, плоскорельефная, объёмная, а также плосковыемочная и прорезная резьба. Теперь охарактеризуем эти виды резьбы по отдельности.

Плосковыемочная делится на два вида, первый вид - геометрический орнамент , второй вид - плосковыемочный контурный , который ещё иногда называют растительным орнаментом. По названию этого вида можно догадаться в какой технике будет исполнена работа. Эта резьба будет состоять из выемок, которые вместе составят контурные линии, вырезанные на определённую глубину.

Геометрический резьба или геометрический орнамент , он так называется, потому что выполнен из окружностей, треугольников, миндалевидных углублений, розеток, звёздочек, так называемых геометрических элементов. Смотря сколько выемочных элементов возьмёте, такой и получиться орнамент.

Существует ещё один орнамент - контурный . Ещё его называю в нашей литературе как растительный. Но, по-моему, нужно углубиться в это понятие, так как контурный рисунок часто выполняется в технике с контурной резьбой. Эта техника резьбы немного похожа на гравировку металла, отличие в том, что сделанные выемки, составляющие на древесине контурные линии, имеют больше ширину и глубину и инструменты имеют иную заточку. Контурная резьба в исполнении очень проста. Выполнить данную резьбу можно на любой древесине и на фанере полукруглой стамеской или обыкновенным ножом косяком.

Плоскорельефная резьба

Одним из самых отличительных признаков данного вида это то, что фон здесь выбираем вокруг орнамента на одинаковую глубину. Края этого орнамента можно заовалить. Есть ещё и другой вид, в котором орнамент можно углубить в древесину, а фон на поверхности останется нетронутым. Выполнить такой вид резьбы не сложно, но вы замучаетесь самостоятельно зачистить и выбрать плоскость или фон углублённого орнамента. Этот процесс можно облегчить ручной фрезерной машиной. Фон вашего орнамента можно зачеканить. При помощи чеканки можно сгладить неровности, которые образуются во время ручной обработки, и улучшит вашему творению зрительный эффект. Так же можно нанести на фон различные по углублению: клеточки, канавки, желобки, при помощи мелких резцов.

Прорезная резьба

Эта резьба по дереву без фона. Если в плоскорельефном орнаменте удалить фон, то у нас получится прорезная резьба. В издельях как шкатулка, для выразительности и ажурности подкладывают снизу цветную бумагу или ткань.

Рельефная резьба

Главной целью нашего учебного пособия - это поделится опытом с мастерами, и помочь начинающим резчикам освоить данную резьбу. Не принимая в значение другие виды резьбы, мы детально остановимся на рельефной резьбе , так как она осложнена в исполнении и разработке. Если мы выполним орнаментные изделья в технике именно рельефной резьбы, то они будут очень декоративны и выразительны.

Рельефная резьба по дереву издавна применялась русским народом в православных храмах. И в наше время сохранились некоторые памятники русской архитектуры и искусства, к примеру: Киево-Печерская лавра. Рельефная резьба с росписью и позолотой необыкновенно и торжественно красива.

Теперь расшифруем рельеф. Рельеф это выпуклость или выпуклый орнамент на плоскости, или совокупность самых различных неровностей на поверхности нашей земной коры.

Барельеф (низкий рельеф) - скульптурный орнамент или изображение, выпуклое над плоской поверхностью древесины менее, чем на одну вторую своей толщены.

Горельеф это скульптурный орнамент или изображение, которое может выступать над какой-то плоскостью не менее, чем на половину толщины всей скульптуры. Из этих определений явно видно, что рельефная резьба подразделяется на два вида: 1) горельефную - с высоким рельефом, 2) барельефную — с низким рельефом.

Объёмная резьба , ещё её называют скульптурной. В отличие от предыдущих видов, этой резьбой отделывают объёмные предметы с нескольких сторон или даже со всех. В архитектуре - это столбики балконов, деревянные колоны, вырезные балясины и др. Ещё объёмной резьбой часто отделывают ножки мебели. Данные детали вполне могут считаться скульптурными изображениями.

Стр. 1. Введение 2 2. Материал 3 3. Оборудование, инструмент и приспособления 8 4. Виды резьбы и техника ее выполнения 10 5. Виды орнамента 21 6. Техника безопасности 24 7. Заключение 25 8. Литература 26

1. Введение

Резьба подереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях.Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусстваи применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий иархитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметовдекоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работыпо дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русскийкрестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние изимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

Древнейшееискусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла впоследнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакиеискусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева.Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в рукиистинного мастера, дерево приобре­тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища ико­рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус­ство художественнойобработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек­турныепамятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит кискусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы,звери, которые, по свидетельству лето­писи, казалось, обладали жизнью. Русскиемастера художественной обработки древесины обладали неис­черпаемой фантазией,отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждойработе - от величественного храма до деревянной иг­рушки - создавать подлинныепроизведения искусства.

2. Материал

Для резьбы по деревуиспользуют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит отназначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных породдеревьев часто для резьбы применяет липу . Древесина липы легко и чисторежется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердостилипу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограниченомелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируетсяпод другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной длявсех видов работ.

Прекрасный материал длярезьбы – древесина березы . Она тверже липы и ольхи и режется труднее, нокачество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Еенедостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность ккороблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях.Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и другихизделий.

Для резьбы на мелкихизделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины .

Дуб издавна применяли для крупныхдекоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубусложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться,но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука потвердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна.Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяютбук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха –наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всехнаправлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу.Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют приизготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы всочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малыхформ и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшимматериалом.

Для мелких изделий,украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню , черешню и т.д.

Из хвойных пород длярезьбы применяют древесину сосны , ели , кедра , тиса .Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Этарезьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и позднейдревесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны,но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется длярезьбы.

Для резьбынеобходимо применять высококачественную древесину,

2.1. Подготовкаматериала

Заготовку древесины длярезных работ нужно произ­водить с октября по январь, когда прекращается движе­ниесоков в стволе и уменьшается опасность растрескива­ния древесины и поражения еегрибками и насекомыми.

Доски, предназначенныедля резных работ, высу­шивают до влажности 8-10 %, следя за тем, чтобы необразовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенныедля резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках,затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс­мусовых станках.

Широкие заготовкиполучают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. Приэтом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоеву них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков спротивоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижаетхудожественную ценность резьбы, а при окрашива­нии водными красителями получаютбруски раз­ных оттенков.

Перед резьбой поверхностьзаготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют,так как в поры древесины могут попасть аб­разивные зерна, которые быстрозатупят инструмент

2.2. Сушка древесины

Любая древесина оченьчутко реагирует на измене­ние влажности окружающей среды. Это свойство явля­етсяодним из недостатков лесоматериалов. При повы­шенной влажности древесина легковбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыха­ет икоробится. Сушка древесины - очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушитьтвердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие />/>/>/>/>/>кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами.Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры еезаполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескиваетсясначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболоньстесывают топором и сма­зывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесинадовольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходя­щий по размерамчан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят впротоп­ленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв еезаслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но иприобретает глубокий коричнева­то-золотистый цвет.

Вываривание в масле . Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле,олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле,очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.

Вываривание в соляномрастворе ускоряет сушку небольших кусковтвердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливаютнасыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этотспособ особенно приемлем для древесины твердых пород.

Сушкой готовых изделий в песке можнодобиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слойчистого речного песка, уклады­вают изделие и засыпают новым слоем песка. Приэтом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышкиставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальнымрассто­янием емкости по отношению к огню.

Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за нескольконедель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, котороевбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку />/>/>/>/>/>/>/>/>вынимали и досушивали при комнатнойтемпературе.

Сушка на цементном илибетонном полуоснована на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу.Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2-3 часапереворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала кцементному полу.

Применяется также сушкав навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки -атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом ина сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специальноустроенный навес.

При сушке на солнцевнешняя поверхность древе­сины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой.Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушкипри теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15-20 %. Заготовки, предназначенныедля внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение идосушить.

При сушке изделий оченьчасто возникают трещи­ны. Самый лучший способ заделки крупной трещи­ны - этовставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дереваиз той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далекоот сердцевины ствола и ориен­тированного таким же образом к центру. После высы­ханияклея место соединения строгают и зачищают ру­банком. Мелкие трещины обычнозаделываются замазкой на основе опилок.

3. Инструменты

Для успешной работырезчику по дереву необходи­мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству­ющиеинструменты и приспособления.

Для работы резчиковнеобходимо сухое светлое по­мещение с постоянными температурой и влажностьювоздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы­крашены в светлые тона. Оснащениерабочего места резчика зависит от ха­рактера выполняемых резных работ. Приизготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Дляизделий большого размера подходит вер­стак.

Верстак или стол ставяттак, чтобы свет падал спе­реди и слева. Лучшее освещение - естественное, безпрямых солнечных лучей. При искусственном осве­щении свет должен исходить издвух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходимодин столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточныйстанок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по деревуприменяют различной формы, долота или стамески.

Прямые стамески с шириной по­лотна 3-30 ммиспользуют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяютв кон­турной резьбе.

Косые стамески , называемые так­же резаками,являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Онииспользуются как при выполнении черновой работы (срезание древе­сины полнымлезвием), так и при зачистке резьбы кон­чиком ножа. Желательно иметь нескольконожей с раз­ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может бытьразличной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также длярезания в труднодос­тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре­льефнойрезьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

Отлогие с большимрадиусом кривизны;

Средние илиполукруглые;

Крутые с малымрадиусом кривизны

Это основной инструментпри выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяютлишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5-15 мм применяютпри выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол50-70°. Та­кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, нопрофиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружокполукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал­лическиестержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек.Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущегоинструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент,инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту такжеотносятся:

Киянки для ударапо ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

Коловорот илидрель с набором сверл для свер­ления отверстий в прорезной резьбе ивысверливания глубоких мест в рельефной;

Лобзик и пилкидля выпиливания фона в прорез­ной резьбе.

Кроме этого, резчикуможет понадобиться столяр­ный инструмент при подготовке деталей под резьбу:рубанок, фуганок, цикли и др.

4.Виды резьбы и техника ее выполнения

Существующие виды резьбы по дереву можно под­разделить нагруппы. Основные из них следующие:

Плосковыемчатая,или углубленная;

Плоскорельефная;

Рельефная;

Прорезная, илиажурная;

Скульптурная, илиобъемная;

Домовая(корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку итехнике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фономявляется плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различнойформы углуб­ления - выемки. В зависимости от формы вы­емок и характера рисункаплосковыемчатая резьба мо­жет быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, вкоторой орнамент уг­лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает­сяплоским, нетронутым, называется геометрической . Плосковыемчатая резьба,в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго­товки,называется контурной резьбой.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбыпо дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различныхкомбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразныхэлементов ножом-кося­ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу­лярениз-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых приработе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ­альныхзнаний теории рисунка. Еще одним преимущест­вом геометрической резьбы являетсянебольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из­делия.

Геометрическая резьбасостоит из различных ком­бинаций нескольких основных элементов, выполняемыхножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Двугранные выемки прямолинейнойили кри­волинейной формы различной ширины и глубины счи­таются самыми простымиэлементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен­ныхвертикально или под углом, создается узор, полу­чивший название лесенки.

Трехгранные выемки (треугольники)получи­ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемкимогут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.

Четырехгранные выемки различнойформы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо­угольными илиромбическими.

Скобчатые порезки-лунки выполняюткак ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Трехгранные выемки криволинейнойформы являются наиболее сложными по выполнению элемен­тами геометрическойрезьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Комбинируя основныеэлементы геометрической резь­бы, можно построить бесконечное множество орнамен­тальныхкомпозиций.

Техника выполнениягеометрической резьбы

Небольшие по размеруизделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальномприспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следуетрезать по слою, в направлении естественного роста и развития во­локондревесины. В этом случае поверхность изделия по­лучается гладкой и блестящей.При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх­ностьполучается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоитиз двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячокзажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклономвправо.

При подрезании положениеножа в руке не ме­няется, только руку наклоняют в противоположную сторону иделают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокондревесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят остриемлезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклономк себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погруженииострия резачка />/>/>/>/>/>в древесину пятка косячка должна быть выше поверх,ности заготовки. В конце прорези пятку ко­сячка погружают в древесину или,наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке.Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальнойплоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезатьлинию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонныхграней выемки косячок на­клоняют вправо или влево. Угол наклона дол­жен быть впределах 30-40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими иневыразительны­ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.

/>/>/> Точно так же производится резьбалевых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постояннымнажимом на резец.

Торцовые грани выемокподрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехграннойсоломки должны отделяться сами или от дуновения рез­чика. Если стружка где-либоне отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от­диратьстружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокондревесины требу­ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее,потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянноудерживать на пря­мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а такжетщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси­ны режут вразных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую -от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легкопрорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контуравыполняют косячком и полукруглой стамеской, про­филь которой долженсоответствовать дуге окружнос­ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок­ружности.Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2-3 мм. Таким образом,делают надре­зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперекволокон. Затем косячком срезают грани к осно­ванию надреза так же, как приподрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок суглублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез посред­ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи­лю стамескойподрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобырезать по слою древесины: нижние грани - движением к себе свер­ху вниз, аверхние - движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виденоготков подбирают полу­круглую стамеску соответствующего размера. Стамес­куберут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращаястамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате отзаготовки от­скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка сполукруглыми краями.

Этими же приемами,располагая порезки в шахмат­ном порядке, выполняют узор чешуйки, распространен­ныйв геометрической резьбе.

Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкойизображаемых фигур резко выраженной ли­нией-выемкой. Ширина и глубина такихлиний чаще ос­тается одинаковой на всем протяжении рисунка, но мо­жет именяться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используютглавным образом изоб­разительные мотивы: листья, цветы, фигурки живот­ных, птици т. д.

Техника выполненияконтурной резьбы

В композициях контурнойрезьбы используют раз­нообразные линии, которые образует контурная канав­ка.Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают вкулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, по­могаядвижению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.

Однако, несмотря напростоту рисунка и отсутствие ре­льефа, техника контурной резьбы требуетбольшого внимания, свободного владения инструментом.

В большинстве случаевконтурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно выре­зать дажеокружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплоховсе-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Рисунок наносят как начистую, неотделанную поверх­ность, так и на лакированную или окрашенную. Частопо­верхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, апотом по ней вырезают рисунок.

Резьба косой стамеской(косячком). Линии, расположенные поперек волокон,режут ост­рием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклономкосячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии,расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, взависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончиккосячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полукруглымистамесками. Длярезьбы применяют полукруглые стамески: кру­тую, среднюю и отлогую. Сначалакрутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят вначало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески скривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую ста­меску.

Иногда при контурнойрезьбе надрез контура с вну­тренней стороны выполняют круто, а подрезку с внеш­нейстороны - полого. Это делает рисунок более выра­зительным.

Техника контурной резьбытребует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом ивысокого художественного вкуса.

Плоскорельефная резьба - это резьба с невысоким условнымрельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьбаявляется переходным ви­дом от контурной резьбы к рельефной. Свое название онаполучила оттого, что фигуры изображения, остава­ясь в основном плоскими, нетолько обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает ил­люзиюрельефа. Этот вид резьбы дает резчику возмож­ность выполнять различныекомпозиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьбаимеет несколько разно­видностей:

Резьба сзаоваленными контурами;

Резьба сподушечным фоном;

Резьба сподобранным (выбранным) фоном.

Резьба с заоваленнымиконтурами , как иконтурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру ри­сунка, но выемкирежутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечнымфоном . В некоторых случаях фон заоваливаюттак, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют поду­шечным, а резьбу- заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду иназначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьбас выбранным фоном выпол­няется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбевыбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровнойплоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбувыполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению кфону и художественно обработано в преде­лах глубины фона. Рельефная резьбапочти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются ре­льефом разнойвысоты. Изображение может быть углуб­лено по отношению к фону. Такой рельефназывается вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеетследующие подвиды:

барельефная резьба - резьба с низким релье­фом; узорвыступает над фоном незначительно, харак­тер рельефа - силуэтный.

горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игрусветотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины,это создает много­плановые композиции, способствует лучшему выявле­нию формыизображения.

Техника выполнениярельефной резьбы

Рельефная резьба требуетот исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инст­рументыдля резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило,рельефную резьбу вы­полняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке непо­движнои поворачивают только в крайних случаях.

Несмотря на большоеразнообразие методов и при­емов обработки поверхности при рельефной резьбе, по­рядокее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапамивыполнения рельефной резьбы являются:

Нанесение рисункапри помощи копировальной бумаги;

Надрез и подрезкаконтура орнамента;

Выявление формрельефа орнамента;

Зачистка фона;

Выявление мелкогорельефа орнамента;

Чеканка фона.

Нанесение рисунка припомощи копировальной бумаги

Рисунок (шаблон)изготавливают в натуральную ве­личину, переводят на кальку, а с кальки черезкопиро­вальную бумагу - на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во времяработы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака.

При выполнении сложногорельефного орнамента на­чинающему резчику целесообразно предварительно вылепитьрельеф из пластилина. Лепка рельефа пе­ред резьбой помогает точнеепочувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.

Надрез и подрезкаконтура орнамента. Надрезпроизводят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для над­резанияпрямых линий применяют косячок, для надре­зания криволинейных - полукруглуюстамеску соот­ветствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняютв сторону рисунка. Подрезку контура делают отлогими, средними или круглыми стамесками.Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручкиладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.

/>/>/>/>/> При относительно большой глубинефона глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. Втаких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимомна стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линиинадре­за были чистыми и плавными.

При выполнениигорельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лез­виеставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяякиянкой по ручке стамес­ки, обрубают контур. Главное в этой работе - точнорассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужнуюглубину.

Прорезная резьба . Прорезной называется резьба, у которой элементыизображения связаны между собой, а фон удален. Ино­гда рельефную прорезнуюрезьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Прорезная резьба можетвыполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так ив технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом илиножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты иузоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также ипри других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбуприклеивают к деревян­ной основе. В этом случае ее называют накладной, илинаклейной.

Техника выполненияпрорезной резьбы

На заготовке высверливаютотверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимаютфаски. Самый простой и удобный инстру­мент, применяемый в прорезной резьбе, -электро­лобзик.

Скульптурная(объемная) резьба - это художественнооб­работанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основномотделенная от фона. В отличие от одно­стороннего изображения объекта вплоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматри­ваетсясо всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчикатребуется опыт, худо­жественное чутье, набор различных инструментов. Приступатьк скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.

Скульптурная резьбаслужила для украшения инте­рьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев икресел часто делали в виде звериных лап, подлокотни­ки кресел украшали фигурамифантастических живот­ных, птиц. К этому виду резьбы относится и современ­наястанковая скульптура, выполненная из дерева.

При выполнениискульптурной резьбы различают 4 этапа:

- />/>изготовление модели скульптуры изглины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);

Разметказаготовки с необходимым припуском на обработку;

Обруб основныхформ;

Проработкарельефа и деталей скульптуры.

Скульптурная резьба - этокропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его за­точкой иправкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин ихзаделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят за­щитные покрытия.

Домовая резьба - это крупномасштабная резьба, выполненная с помощьютопора, пилы и доло­та. Как правило, домовая резьба применяется для ук­рашенияпостроек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, чторезные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеруи технике выполнения домовая резьба бывает:

Рельефной - такойрезьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшалифронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлисьрастительные орнаменты;

Прорезной(пропильной) - такой ажурной резь­бой, выполненной с помощью лобзика, украшалифрон­тоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Объемной - такойрезьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую частькорабля, а позже - гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбыявляется так называемый «охлупень» - фигурное изображение го­ловы и верхнейчасти туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.

Перед началом выполнениядомовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.

Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторыхэлементов украше­ния требуются широкие доски, нередко имеющие недо­статки. Так,при высыхании или увлажнении доски ча­сто сильно коробятся, растрескиваются истановятся непригодными для дальнейшего использования. Полу­чить нужную ширинузаготовки можно путем склеива­ния нескольких узких досок в щит нужного размера.

Для этого берут строганыедоски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой сторо­не, гдебудет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так,чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и неснизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.

Качество прифуговкипроверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговкикромок должна быть достаточно вы­сокой, в противном случае в месте склейки щитможет дать трещины.

Прифугованные заготовкизакладывают в струбци­ны, проверяют правильность раскладки по торцам, порисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимаютвинтами. Для получения за­готовок большого сечения доски склеивают пластями.

Склеенные щитыпосле высыхания тщательно выст­ругивают и зачищают рубанком с двойной железкойили фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовыва­ют, так как при шлифовке крошкиабразивного порош­ка застревают в порах древесины и сильно затупляютинструмент.


5. Виды орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому припостроении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы рит­мическихповторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не можетсуществовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненностьконструктивным особенностям и назначению укра­шаемого предмета, а такжеприродной красоте ма­териала.

Орнамент возник изподражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набо­рамотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке:стилизации или гипербо­лизации.

Каждая национальнаякультура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можноопределить, к какому времени и к какой стране отно­сится то или иноепроизведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русскогомоза­ичного орнамента одним из наиболее часто используе­мых мотивов являетсятак называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент,ремней, стеблей растений и цветов.

Известно многоразновидностей орнамента.

По характеру композиции ирасположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

- />/>/>/>/>ленточным - в виде прямой иликриволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурныйрисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;

Сетчатым - сплошной геометрический узор, за­полняющий всю поверхность;

Замкнутым - узор, заполняющий площадь опре­деленной геометрической формы (квадрата, ромба,тре­угольника).

Основные мотивы ворнаменте

По используемым мотиваморнамент может быть:

Геометрическим -из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломаннойпод прямым углом линии называется меандром;

Растительным - изстилизованных раститель­ных форм;

Зооморфным - изстилизованных фигур реаль­ных или фантастических животных и птиц;

Геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

Гротескным - изфантастических сочетаний де­коративных мотивов;

Комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительныхмотивов (арабески) и др.).

Геометрическийорнамент можетсостоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачейпри выполнении геометрического ор­намента является подбор гармоничных сочетанийдревесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построениигеометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы рит­орическихповторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнаментаследует прежде всего про­думать его общую геометрическую основу, которая явитсязатем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой,композиционно орга­низованной, в ней будут выделены главные и подчинен­ныечасти, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработкехарактера деталей, оп­ределяют степень их контраста и прием образования этогоконтраста.

Наиболее характернойчертой построения орнамен­та является контраст, представляющий собой разницумежду смежными элементами. Достигается он разно­стью цвета, тона илисопоставлением различной фор­мы элементов. />/>/>/>/>/>

При выполнении орнамента из квадратови окруж­ностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнездапо внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, при­целнаправление волокон этих вставок должно совпа­дать с направлением волокон фона.После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадра­ты ивставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или спомощью циркуля.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>Выполнение геометрического орнамента из прямых иокруглых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полосдолжно совпа­дать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотноприлегать к фону, а в местах их пересечений - одна к другой.

Привыполнениегеометрического орнамента в кругесначала из фонового шпона вырезаюткруг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно,а затем по четыре, получая поло­винки звезды. Подровняв места стыка, склеиваютдве половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а вних врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученнуюзвезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатогоорнамента требуетбольшой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпониз пород древесины контрастных цветов.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги насветлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезаяэлементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направлениеволокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок.Это облегчает обра­ботку поверхности набора (шлифование) после прикле­иванияего к основе.

Стилизованный растительныйорнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическо­му. Нередкогеометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами.Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапа­зон, поэтомурастительный орнамент может быть са­мым разнообразным по характеру композиции.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>При выполнении растительного орнамента необхо­димоправильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбратьтехнические приемы изготовления элементов.

6. Техника безопасности при работе с древесиной

Обработку древесиныследует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжнойвентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельнымпокрытием.

Ввиду большой остротыинструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях,сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остротыинструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.

При работе с красителями,протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так каккрасители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.

Электронагревательныеприборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту ииметь теплоизоляционный кожух.

7. Заключение

В нашей стране существуетмного видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжаетсовершенствоваться, развиваться.

Декоративно–прикладноеискусство – это обширная область искусств, которая служит художественномуформированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрениюв нее эстетического и идейно–образного начала. Благодаря соединению техники,технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством иискусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В представленной выше курсовойработе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемахих выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованиюдревесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современныеприспособления и материалы.


8.Литература

Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.

Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа - применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, - вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Объемная резьба

Многие вятские храмы сохранили иконостасы - памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII - начала ХVIII веков - иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других - тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба

Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников - мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова - украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Резьба вообще, и в частности, резьба по дереву - история с достаточно древними корнями. С незапамятных времен деревья, лес были первым и основным прибежищем человека, его жилищем. Первобытный наш предок именно из дерева изготовлял свои первые орудия труда, согревался у огня костра, получал плоды с деревьев.

На всем протяжении эволюции человека дерево всегда было рядом с ним. Человек всегда ценил не только доступность дерева как собственно материала, но и с ранних пор научился различать и ценить мягкость и пластичность дерева, возможность сравнительно легкого получения выразительных скульптурных форм.

Например резьба по дереву - история промысла геометрического направления, искусство которого заключается в выполнении узора путем комбинирования незатейливых форм — треугольников, овалов, кружков, полос и т. п. — считается древнейшей.

Во времена язычества геометрические узоры, разнообразное их сочетание, имели свою символику и магический смысл. С течением времени смысловые значения геометрических символов забывались, но их декоративность, эстетическая выразительность продолжали питать фантазию и воображение человека.

Из предметов быта, изготавливаемых из дерева, наиболее часто украшаемой была прялка - востребованный предмет в домашнем хозяйстве былых лет, по ней можно проследить практически все разновидности резьбы. Бельевой валек, рубель (для прокатки и проглаживания белья) — все украшалось геометрической или рельефной резьбой, а нередко и объемной скульптурой.


Надо отметить, что до XVIII века производство узорной ткани для крестьянской одежды всецело зависело от мастерства и фантазии мастера-резчика, выполнявшего «манеру» — это доска, при помощи которой набивали рисунок на холст.

Дошедшие до нас манеры XVII—XVIII веков — просто шедевры орнаментального резного искусства. Пряничные доски того же периода, на которых вырезаны всевозможные рисунки: звери, птицы, цветы и т. п., в руках талантливых народных мастеров становились настоящей узорчатой орнаментальной сказкой.

Повсеместное распространение при создании предметов крестьянского быта получила объемная (скульптурная) резьба.

Резались ложки с фигурными ручками, всевозможных размеров и конфигураций ковши и чаши. Их края зачастую украшались резными объемными скульптурами птиц, коней, резными поясками и т. п. Пластичны и выразительны солонницы, братины, ковши. Российские мастера по дереву занимались внутренней отделкой барских усадеб, церквей, дворцов.

До наших времен дошли резные иконостасы, производящие впечатление золотых, но на самом деле они выполнены из дерева и роскошно украшены рельефной резьбой, покрыты левкасом и позолочены. Российским мастерам хорошо были известны и освоены ими модные в XVII—XVIII вв. техника мозаики и инкрустации.

Традиционная резьба по дереву — это искусство живое, развивающееся, связанное со своим временем, его запросами.
Каждый из веков создавал свое, характерное для него искусство резьбы. Вот почему резьба по дереву история возникновения и история развития представляет особый интерес, ведь это искусство отображает в себе культура целых народов.

Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.

Древесина

Древесина - один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.

Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Виды резьбы

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
  5. резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая резьба :
    • трёхгранновыемчатая резьба
    • двухгранновыемочная резьба
    • четырёхгранновыемочная резьба
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

Скульптурная резьба

Отличительная особенность - наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба .

Резьба бензопилой

Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.

Резьба бензопилой - прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Фрезерные станки

В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

Диапазон средств

Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.

Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем - изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.

Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.

Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.

История резного дела в России

Название

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок - ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Ранняя резьба

Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы - царское место в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.

Византийский стиль

Древние изображения травяных узоров - в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) - травяные украшения, заимствованные в Италии.

Немецкая резьба

Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.

Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам - то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.