29.06.2023

Характерные особенности архитектуры синагог. Архитектура синагог: от избушки до дворца… Какие бывают синагоги


Синагога – это еврейский дом молитвы. На святом языке она называется "дом собрания", поскольку в нем собираются люди. Евреи молятся три раза в день:

  1. утром – молитву шахарит,
  2. днем молитву минха
  3. и вечером –молитву аравит.

В субботу, новомесячье и праздники после шахарит произносят дополнительную молитву – мусаф. В Йом Кипур есть еще пятая молитва – неила, которую произносят после минхи.

Синагогу называют малым Храмом, поскольку это место святое и этим может сравниться с иерусалимским Храмом.

Общественная Молитва – Миньян

Чтобы молитва считалась общественной, необходим миньян – не менее десяти совершеннолетних мужчин (не младше 13 лет). Там, где есть десять взрослых евреев, присутствует Всевышний. Откуда это известно? "Г-сподь стоит среди общины Б-га" (Вавилонский Талмуд, раздел Брахот, лист 6\1). Если молитва произносится без присутствия миньяна, некоторые ее части не произносятся: не говорят Кадиш, Барху, Кдуша и не читают Тору, а также Хазан не произносит повторение молитвы. Общественные молитвы происходят обычно в синагоге, и поэтому ее называют Домом собрания.

Синагога – малый Храм

Пока существовал иерусалимский Храм, построенный царем Соломоном и разрушенный вавилонянами, он был единственным местом, где осуществлялась прямая связь со Всевышним и где можно было приносить жертвы. После его разрушения молитва в синагоге стала заменой жертвоприношений в Храме.

Строение синагоги

Хотя в еврейском законе нет указаний по поводу строения синагоги, со временем устоялись принципы, которых придерживаются при строительстве всех синагог мира:

  • Ковчег , в котором хранятся свитки Торы, устанавливается у так называемой "восточной стены" (стены, обращенной к Иерусалиму, а в Иерусалиме – к Храму).Его закрывает занавес, украшенный вышитыми стихами Торы.
  • Возвышение (бима) в центре синагоги, на котором находится стол для свитков Торы (тева ). В ашкеназских синагогах возле этого стола ставится стул для старосты синагоги (габая ), а вся бима находится в передней части зала рядом с ковчегом.
  • Амуд – конторка, на которой лежит молитвенник для хазана (кантора ), ведущего общественную молитву.
  • Перед ковчегом, как правило, расстелен ковер, на котором стоят коэны (священники), когда они выходят благословлять народ.

Интерьеры синагог у разных общин и в разные исторические периоды отличаются один от другого. Есть синагоги с богатым интерьером, и есть скромные. Так, центральная иерусалимская синагога украшена витражами, а в римскую эпоху было принято украшать пол синагог мозаикой, изображающей знаки Зодиака, а также сцены из Писания.

За пределами земли Израиля синагоги развернуты по направлению к Святой земле, в Израиле – по направлению к Иерусалиму, а в Иерусалиме – по направлению к Храмовой горе. Такое указание содержится в молитве царя Соломона: "И вернутся к Тебе всем своим сердцем и всей своей душой из страны врагов, что пленили их, и будут молиться Тебе через свою землю, которую Ты дал отцам их, город, который Ты избрал, и дом, который построил во славу Свою" (Цари-1, 8\48).

В синагогах есть отдельное место для молитвы мужчин и женщин. Как правило, женская часть находится на балконе, сзади мужской или рядом с ней. Называется она эзрат нашим , как называлась женская часть в Храме. По закону достаточно перегородки высотой метр, отгораживающей женскую половину от мужской, однако в этом вопросе стараются устрожать и делают перегородку выше человеческого роста.

Староста синагоги называется габай , он отвечает за материальную и организационную часть функционирования синагоги: время молитв, раздача вызовов к Торе и других почетных ролей, и т. д. Как правило, есть целая группа старост, выбранных прихожанами синагоги.

Святость синагоги

Здание синагоги свято, и поэтому в нем нельзя есть и спать. Однако если синагога становится по разным причинам укрытием и пристанищем, это разрешается.

Запрещается разрушать действующую синагогу. Разрешение на это можно получить, только если это делается ради строительства на ее месте новой синагоги. Одно из обсуждений разрешения такого рода содержится в Талмуде. Открывается оно мнением рава Хисды, который постановляет, что нельзя разрушать старую синагогу до того, как будет построена новая. Почему? По этому вопросу мнения разделяются. Одни считают, что из опасения, что строительство новой синагоги не будет завершено, другие – потому что во время строительства не будет места для молитвы. Если есть временное помещение для молитвы, все равно остается первое опасение – что синагога не будет достроена. В продолжение диспута рав Аши постановляет, что разрушать синагогу запрещено, даже если строительные материалы уже запасены, поскольку есть опасение, что они могут быть проданы ради выкупа пленных. В конце концов, в Талмуде постановляется, что если в здании возникли трещины, которые могут привести к его разрушению, можно разрушить его ради строительства нового. Более позднее обсуждение, связанное с разрушением Ордусом (Иродом) второго Храма и постройкой на его месте нового, заканчивается выводом некоторых его участников, что если власти хотят разрушить синагогу ради строительства новой, это разрешается, поскольку решение властей обладает силой, и нет опасения, что ее решение поменяется.

В целом внутренний план здания состоит из двух рядов каменных колонн, которые делят главный зал продольно на центральный неф и два боковых прохода. Планы большинства синагог продолговаты, у всех есть продольные оси. Кроме этих общих характеристик, синагоги на Израильской земле являют несколько других общих черт, самые очевидные из которых: фасад с его дверьми, алтарь Торы и галерея.

Фасад синагоги

Анализ фасада синагоги может лучше всего быть произведён подразделением его различных составляющих: тройной и одиночный порталы (входы), сирийский фронтон, преодолевающий фасад, центральное арочное окно.

Тройной портал

Одна из самых характерных особенностей древней синагоги – фасад с его тройным входом, устроенным с одной из узких сторон здания. Этот вход состоит из высокого центрального дверного проема с более низким по каждой из сторон (этот приём особенно распространен в синагогах Галилеи). Остатки порогов лестничной площадки и дверных косяков были сохранены в большинстве прочих синагог.

Основные отличия между (тройными) фасадами различных синагог

Особенность галилейских синагог – расположение фасада и алтаря с Торой с ориентацией на Иерусалим по южной стене. В других хорошо сохранившихся (особенно V-VI вв.) фасад обычно приходился стеной, находящейся напротив алтаря Торы. Исключениями являются синагоги в Сусии, Эштемоке и Эйн-Геди, у всех из коих тройные фасады с восточной и западной сторон и не перед священными нишами.

Фасады галилейских и голанских синагог в сравнении с простыми фасадами всех других синагог богаты орнаментом.

Всякий раз, когда святыня Торы устраивалась на отличной от общепринятой стене, вход устраивался по боковой стене или напротив. Таким образом, местоположение святыни Торы определяло ориентацию фасада. Пример этого – синагога в Арбеле, у которой, видимо, первоначально вход располагался по стене, ориентированной на Иерусалим, как и у большинства других галилейских синагог. Позже были произведены изменения, и на этой стене была основана ниша для Ковчега, что повлекло необходимость смены местоположения входа.

Хотя фасад состоит из трех дверных проемов, подобный тройной вход не всегда приводит непосредственно в неф и его проходы. Синагоги в Сусие и Эштемоке, к слову, вовсе не содержат проходов. А вот в синагоге Хаммат-Гадер дверные проемы не ведут в проходы нефа. Поэтому складывается мнение, что у 3-входного фасада отсутствовала не только структурная функция, но даже и какое-либо подспудное служебное назначение.

Архитектурно-планировочная структура еврейского местечка имела свои особенности, отличавшие территорию штетла от других районов. И если центром экономической жизни штетла была торговая площадь, то центром социально-духовным здесь являлась синагога.

После разрушения Второго Храма в 70 г. разбросанные по всему миру еврейские общины нуждались в институте, который мог бы частично выполнять функции Храма, бывшего основой еврейской жизни в земле Израиля. Физической возможности организовать такой единый для всех центр, конечно, не было, ведь евреи жили в разных странах и на разных континентах. Кроме того, культура коренного населения стран рассеяния оказывала значительное влияние на культуру еврейских общин, несмотря на их обособленность и замкнутый образ жизни. Таким образом, в разных регионах в рамках единой для всех Галахи сложились свои, особенные для каждой общины обычаи, порядок и набор молитв, даже стили одежды. И каждая община строила свой временный "Малый Храм" - синагогу, надеясь рано или поздно прийти в настоящий, Третий Храм.

В каждом местечке или еврейском квартале города была Главная, или Большая синагога. Это было самое большое и нарядно украшенное здание, являвшееся ядром всей общественной жизни. Само слово "синагога" в переводе с греческого означает "собрание". Евреи собирались здесь не только для молитвы - при синагоге размещались учебные заведения: для этого к основному строению со всех сторон, кроме восточной, пристраивали специальные помещения - "клойзы". Впоследствии клойзами стали называть хасидские синагоги. Об этой образовательной функции наглядно свидетельствуют другие названия синагог, употребляемые в Украине: "шул" - школа (идиш, один из вариантов идишского произношения звучал как "шил"), "бейт-мидраш" - дом учения (иврит).

Кроме того, в синагоге заседало правление общины, действовал общинный суд. Со временем здание обрастало новыми пристройками - здесь располагался хедер (начальная школа), хозяйственные помещения, жили ученики ешивы, часто при синагоге была миква. Это объединение в одном месте духовной, образовательной и управленческой сфер было очень удобным для функционирования общественной жизни местечка. Также нужно учитывать тот фактор, что из-за повсеместного ограничения прав община просто не могла себе позволить содержание нескольких общественных зданий в разных частях штетла или городского квартала.

Выстроить синагогу было очень не просто. В частновладельческих местечках, которыми были большинство штетлов, требовалось получить разрешение владельца этого местечка. Обычно это не вызывало особенных проблем - польские магнаты были заинтересованы в евреях как двигателях экономики, и разрешение давали. Но его необходимо было обязательно согласовать с представителем католической церкви - епископом. Поэтому такое разрешение всегда сопровождалось множеством различных ограничений. Синагога обязательно должна была находиться в нижней части местечка, не быть выше окружающих домов, не иметь никаких видимых украшений. Запрещалось возведение куполов над синагогой. В ряде случаев синагога не должна была находиться на центральной улице. Известно распоряжение короля Яна III Собесского о постройке синагоги в городе Жовква: «впереди синагоги на той же площади возвести избу, которая заслоняла бы синагогу с улицы». Видимо, уже само по себе такое разрешение было большим успехом, и синагога эта носила говорящее имя "Собесски шул".

После разделов Польши и попадания Западной Украины под юрисдикцию Российской империи ситуация еще больше ухудшилась. В принятом в 1835 году "Положении о евреях" разрешалось строительство 1 синагоги на 80 еврейских домов, и 1 школы на 30 домов. Через 10 лет внесли добавочные ограничения - синагога должна была находиться на расстоянии не менее 100 саженей (216 м) от христианской церкви, если оба здания находятся на одной улице, и 50 саженей - если на соседних.

Евреи, конечно, отличались изворотливостью при сооружениях синагог. Главным приемом было углубление пола ниже уровня земли - тогда небольшое снаружи здание оказывалось очень впечатляющим изнутри. Киевские евреи предпочитали куда более изящные махинации: при строительстве синагоги Бродского властям на утверждение в качестве главного подсунули боковой фасад, а купец Габриель Розенберг вообще построил лично для себя жилой особняк, который через год без шума и пыли переквалифицировался в синагогу...

Первоначально большинство синагог в местечках на территории современной Украины были деревянными - материала много, а позволить себе каменную синагогу могла не каждая община. Стиль деревянных синагог получил общее название "карпатский". Он складывался примерно с начала 17 века на территории Галиции, и распространился на Волынь, Подолье и даже на Левобережье. Самые простые деревянные синагоги были похожи на обычные жилые дома, и отличались от них наличием тех самых многочисленных пристроек, придававших зданию форму пирамиды.
Синагоги общин побогаче выглядели более ярко. В качестве украшения часто использовались галереи с резными колоннами, наличники вокруг окон и дверей, различные резные деревянные элементы над входом; иногда здание увенчивали непропорционально большой шатровой крышей. Вероятно, такая крыша должна была навевать ассоциации с Шатром Откровения, или Скинией - переносным Храмом, сооруженным под руководством Мойсея во время выхода из Египта и являвшимся центром религиозной жизни еврейского народа вплоть до разрушения филистимлянами города Шило, где он находился последнее время.

Старейшие синагоги, сохранившиеся на территории Украины, датируются 16 веком. Это так называемые "оборонные синагоги", мини-крепости, бывшие важной частью фортификации местечка. Обычно оборонительная схема такого местечка имела вид треугольника с вершинами в виде мощно укрепленной синагоги, католического костела и, собственно, замка. Иногда в схему включались дополнительные элементы - например, городские ворота-башня в Сатанове или оборонная церковь в Гусятине, но это были, в основном, исключения. Такие синагоги строились в 16-18 веках во всех местечках, расположенных вдоль границы Речи Посполитой. Очень часто именно фортификационная составляющая становилась ключевым фактором при выдаче властями разрешения на возведение синагоги. Именно такое требование, например, выдвинул король Сигизмунд ІІІ при строительстве Луцкой синагоги. Это единственная в Украине синагога с дозорной башней, которая получила в народе название "малый замок".

Архитектура таких зданий была простой. Обычно они имели план в форме квадрата, стены толщиной до 2,5 м укреплялись контрфорсами. С каждой стороны, в основном, было по 3 окна (всего 12 - по числу колен), крышу венчал глухой аттик с бойницами, по углам устраивались небольшие сторожевые башенки. На крышах некоторых синагог, например, в Жовкве, могли ставить пушки. Аттик был единственным внешним украшением такой синагоги, он мог представлять собой аркаду с арками различных форм, или иметь пиловидное завершение, как у башни замка.

Самые старые синагоги такого типа, сохранившиеся на сегодня, построены в 16 веке в распространенном на то время стиле ренессанс, расположены они в местечках Шаргород и Сатанов.

Более поздние синагоги оборонного типа строились по такому же принципу. Упоминавшаяся ранее синагога в Жовкве была возведена в 1625 году, Гусятине и Бродах - в середине 18 века. В европейском искусстве давно уже наступила эпоха барокко, тем не менее, в синагогальной архитектуре мы видим тот же ренессанс. Конечно, консервативный образ жизни еврейской общины способствовал "заморозке" стиля на целые века. Это привело к тому, что впоследствии такая архитектура воспринималась окружающим населением как исконно еврейский стиль, хотя изначально он был всего лишь современным господствующему в 16 веке стилю абсолютно нееврейского происхождения.

Барокко оказывало влияние на архитектуру таких синагог, но очень незначительное. Например, барочные элементы в виде глухих разорванных арок присутствуют над входами в синагогу Жовквы, а на восточном фасаде Бродовской синагоги можно увидеть барочный картуш, на котором написан год реконструкции здания. А вот синагога Гусятина вообще имеет элементы готики и псевдомавританского стиля.

Даже в 19-20 веках, когда синагога давно не несла никаких оборонных функций, в архитектуре молитвенных домов многих местечек хорошо просматривалось влияние того ренессансного, "военного" стиля, который сейчас принято считать традиционно еврейским.

Там, где еврейские общины не были богатыми, стиль оборонных синагог был значительно проще. И если аттик служил своеобразной подписью той или иной общины - ведь, несмотря на общее сходство, деталировкой эти элементы отличались, и иногда довольно сильно, - то упрощенные варианты синагог-крепостей были похожи между собой, как близнецы, и различались разве что количеством и формой пристроек.

Все же в некоторых случаях новый стиль оказывал большее влияние на еврейскую архитектуру. Можно предположить, что такие общины были более открытыми и восприимчивыми к веянию времени, что и отразилось на внешнем облике оборонных синагог. В таких зданиях вместо плавного аттика выстраивался высокий остроконечный шипец, близкий по духу беспокойной, стремящейся вверх архитектуре барокко. Такое архитектурное решение можно увидеть сегодня в Ильинцах, а вот красота Острожской синагоги осталась только на старой открытке...

После того, как с конца 18 века необходимость в фортификационной функции постепенно отпала, синагоги заметно визуально "полегчали". Толщина стен уменьшилась, увеличилось количество декоративных элементов. Барокко прочно вошло в синагогальную архитектуру, а постепенное уменьшение ограничений позволяло уже не прятаться от посторонних глаз. Наоборот, здание синагоги зачастую становилось самым нарядным сооружением в местечке, и сегодня многие из них, хоть и опустевшие и полуразваленные, являются единственными значительными достопримечательностями бывших штетлов. К сожалению, таких сооружений сохранилось немного. Например, роскошные синагоги Бара и Бершади осталась только на старых фотографиях, а в Шепетовке перестроенная синагога совсем не напоминает себя столетней давности

.

Есть и приятные исключения - недавно отреставрированная синагога в Дрогобыче, самая большая в Галиции, сегодня является одним из красивейших зданий богатого на архитектурные достопримечательности города. Некоторым зданиям повезло - из синагоги их перепрофилировали в общественные заведения, благодаря чему они хорошо сохранились. По моим наблюдениям, наиболее часто синагоги становились складами, церквями различных конфессий и почему-то военкоматами... Но при такой смене назначения речь о сохранении архитектурного облика, конечно, не идет. А вот когда синагога превращается в музей или театр - дела обстоят значительно лучше.

К началу 19 века пределах черты оседлости значительно возросла численность и плотность еврейского населения. Большие синагоги уже не могли вмещать такое количество прихожан. В местечках начали строиться синагоги поменьше. Каждая ремесленная группа возводила для себя отдельное здание. Так появились синагоги портных, учителей, кожевников и т.д. Были даже свои отдельные синагоги у работников Хевра Кадиша - погребального братства, в известном еврейском центре Бердичеве - синагога музыкантов-клезмеров. Иногда такие "обособленные" синагоги устраивались прямо во дворе Главной, большой синагоги. Кроме того, при строительстве молитвенных домов учитывалась и разница в социальном статусе, и в материальном обеспечении - богатые и бедные молились отдельно. Таким образом, синагога начинала выполнять и еще одну роль - становилась своеобразным клубом по интересам. Синагоги получали названия по их "цеховой" или "социальной" принадлежности, но были и другие отличительные характеристики таких небольших молелен. Например, в Жмеринке была "Синагога вышибайла" - там на службе держали специального "секюрити", который выдворял из здания зачинщиков драк и скандалов...


В упоминавшемся уже Бердичеве было более 100 (!) синагог различных цехов. Особой грандиозностью поражала Главная синагога Старого города. К сожалению, она не сохранилась, и детальных ее фотографий нет. Но есть одно замечательное фото, сделанное с неба - в 1910 году в Германии был закуплен дирижабль "Гриф", который дислоцировался в воздухоплавательной роте в Бердичеве. С него-то и были сделаны несколько снимков, на которых можно без труда разглядеть это впечатляющее сооружение.

Жмеринка. Бывшая "Синагога богачей" Жмеринка. Бывшая "Синагога мясников"

В середине 18 века зарождается новое течение в иудаизме - хасидизм. Поначалу противоречия между приверженцами традиционного иудаизма и хасидами были очень острыми, и последние вынуждены были строить свои, отдельные синагоги - бейт-мидраши, или клойзы. Такие здания отличались тем, что не имели какой-либо ритуальной или декоративной символики, и служили одновременно жильем-резиденцией цадиков - лидеров хасидских течений. Первоначально клойзы были небольшими и скромными, но с развитием течения они уже не могли вмещать всех учеников. И резиденции расширялись до таких масштабов, что могли разместить целы хасидский "двор", который составлял порой до двухсот человек.


А вот основатель Белзской хаидской династии рабби Шалом Рокеах со скромным прозвищем Сар Шолом (Князь Мира) увлекался, видимо, историческим модерном. Поэтому он строит в Белзе в 1843 году настоящую величественную синагогу, внешним обликом похожую на оборонную синагогу 16 века. Согласитесь, с таким прозвищем не мог человек работать в скромном домике а-ля БеШТ... Синагога была разрушена во время войны, но белзские хасиды соорудили в Иерусалиме ее увеличенную копию.

Отдельно стоит упомянуть рабби Исроеля Фридмана из Ружина, основателя династии Ружинских хасидов. О нем и его богатстве ходило бесчисленное количество легенд. И роскошная резиденция, построенная Фридманом в Садгоре, куда он вынужден был бежать из Ружина из-за преследования властями, вполне соответствовала этим легендам. Это единственный в истории хасидизма случай, когда здание синагоги стало фирменной (если хотите, фамильной) отличительной характеристикой хасидского течения. Схожие по своему внешнему облику с резиденцией Фридмана дворцы были возведены его сыновьями в Черткове и Гусятине, а также недалеко от Садгоры - в Вижнице.

Кроме резиденций цадиков, существовали другие хасидские молитвенные дома - штиблы, "домики". Они, как правило, не отличались внешне от окружающих жилых домов, а зачастую располагались в глубине местечковой застройки, на периферийных улицах.

Бершадь. Бывшая хасидская синагога

В середине 19 века Российская империя проводила активное освоение земель юго-востока Украины. В связи с этим, здесь располагались военные гарнизоны, в которых проходили службу евреи-кантонисты. После окончания 25-летнего срока службы бывшие солдаты получали разрешение на проживание в больших городах, в том числе и находящихся вне черты оседлости, где они основывали свои собственные синагоги. В Харькове, где проживание евреев не разрешалось, такая "солдатская" синагога стала первой в истории города. Но и в городах с еврейским населением, таких, как Екатеринослав (Днепропетровск), тоже возникали синагоги кантонистов. Бывшие военные, за 25 лет службы подзабывшие многое из традиционных ритуалов и молитв, стеснялись приходить в действующие синагоги, и основывали свои.

Во время либеральной по отношению к евреям политики Александра ІІ границы черты оседлости постепенно размываются, многие евреи стремятся выйти из штетла. Внутри иудаизма возникают новые течения, в том числе реформистский иудаизм, стремящийся к модернизации традиционного образа жизни. Реформисты строят свои синагоги, по своей величине, роскоши и помпезности соперничающие с христианскими храмами. Уже само название такой синагоги - "Темпль" ("Храм") - говорит о том, что она должна была являть собой еврейский аналог главного городского храма - Кафедрального собора. Такие синагоги возникали во всех крупных городах Украины, но их никогда не было в штетлах. С одной стороны, это объясняется тем, что городской прогрессивный "Темпль" противопоставлялся консервативному укладу местечковой жизни; с другой - категорическим неприятием реформистской модификации ортодоксальным иудаизмом, оплотом которого был штетл.

На фасадах синагог часто использовали традиционные еврейские символы - менору, символические Скрижали Завета, звезду Давида. Иногда фасады расписывались традиционными библейскими сюжетами, изображениями парных львов, короны и различных атрибутов мессианского времени. Один из красивейших фасадов был в штетле Песчанка - к сожалению, эта синагога на сегодня утрачена.
Звезда Давида была наиболее часто встречающимся символом, используемым для украшения зданий синагог. Ее традиционно размещали на фронтоне, позже устанавливали на высоком шпиле над куполом, а также включали в оконный переплет или декоративную оконную решетку.

В завершение обзора приведем две архитектурные особенности, наиболее характерные для синагог кон.18 - нач. 20 вв.

1. Если смотреть со стороны бокового фасада, здание разделено на 2 части. Первая часть с двумя рядами небольших окон - с этой стороны размещался вход, бытовые помещения, женская галерея. Во второй части один ряд высоких арочных окон - здесь был молитвенный зал синагоги.

2. Полукруглый выступ в глухой или с небольшими окнами по бокам стене - не что иное, как апсида Арон Кодеша. Именно здесь хранилось главное богатство синагоги - свиток Торы.

Увидев такие элементы, можете быть уверены - в этом здании когда-то звучали слова молитвы на языке иврит...

модератор раздела "Еврейская культура и традиция" портала "Зов Сиона", член редколлегии журнала "Зов Сиона".


Устройство синагоги

586 г. до н.э. От рук вавилонских воинов, во главе с царем Навуходоносором, пал Иерусалим, разрушен Первый Храм. Храм, возведенный царем Соломоном. Было стёрто с лица земли место поклонения Всемогущему Богу Израилеву, но не вера в Него. С образованием диаспоры начинается новый этап в истории иудаизма. На смену традиционным храмовым богослужениям пришли коллективные молитвы в синагогах. Синагога была не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. В это время священническое сословие утрачивает господствующее положение. Руководство синагогами и еврейскими общинами в целом переходит к раввинам — законоучителям Торы (рабби на иврите — «мой учитель»). Раввины были знатоками религиозной традиции и духовными наставниками евреев. Они вершили суд, преподавали религиозные дисциплины, а также принимали участие в разработке галахи — системы религиозного и обычного права, регулирующей жизнь еврейских общин во всем мире. С самого начала институт раввината не имел иерархии; приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать. Раввинами могли становиться только мужчины (сегодня некоторые направления иудаизма признают это право и за женщинами).

Отныне любой еврей мог в любом уголке земли непосредственно обращаться к Б-гу, минуя всяких посредников". Еврейская религия стала удобной для транспортировки и свободной от внешних нагромождений. Выживание евреев в пленении и рассеянии было гарантировано. (Возможно, это была вынужденная репетиция к тысячелетнему рассеянию евреев по всему лицу земли, которое продолжается до сих пор. С той лишь разницей, что тогда оно было вынужденным, а сейчас, когда Израиль снова существует, стало сугубо добровольным).

«Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они». (Иез.11:16)

Через 70 лет будет отстроен Второй Храм. Но, принесенная в Иудею из вавилонского плена синагога, отныне будет жить, сосуществуя с Храмом, абсолютно не затмевая его значение, а восполняя недостающее. Сформировываются три основные вида деятельности синагоги, в соответствии с которыми синагога получит названия:

Бейт ха-Тфила - Дом молитвы;

Бейт ха-Мидраш - Дом учения;

Бейт ха-Кнессет - Дом собрания.

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле. Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо. При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращен к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм. Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек. (Такого же правила придерживались на Руси при строительстве храмов. Ни одно здание не могло быть выше креста, воздвигнутого на куполе храма).

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. В синагоге устанавливается большой шкаф - арон гакодеш , покрытый занавесом, называемым парохет . Такой шкаф соответсвует золотому ящику в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги. Арон гакодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле - в сторону Иерусалима).

Впереди арон гакодеш (и несколько выше его) постоянно горит источник света - нер-тамид - “неугасимый светильник”, символически напоминая о службе в Иерусалимском Храме. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.

Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.

Посреди синагоги находится бима - возвышение, на которое кладут свиток Торы для чтения. С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору. В ашкеназских синагогах (синагогах выходцев из Германии) между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр - амуд , около которого ведет молитву хазан.

В мидраше рассказывается, что, когда евреи собрались у горы Синай, чтобы получить Десять Заповедей, мужчины и женщины стояли отдельно. Отдельное помещение для женщин было и в Иерусалимском храме. В синагоге для женщин тоже отводится особое место - "эзрат нашим" (женская половина) . Эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе (в Храме отделение для женщин располагалось наверху) или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется "мехица" - перегородка.

В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: "Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед Кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны". Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.

По традиции, в син
агоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный "Шулхан арух", а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку - шамеса .

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр. Иногда синагога является местом заседания бейт-дина - раввинского суда.

Правление синагоги, как правило, располагает фондами для помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто становится и центром благотворительности. Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.

Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.

Раввин

Раввин , или рав , - это духовный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Обычно раввин является руководителем общины, что накладывает на него ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно же, главная задача раввина, как и в прежние века, - служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона.

Хазан

Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - "шлиах цибур" , что дословно означает "посланник общины" . Большие богатые общины содержат постоянного хазана . Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором. В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование -- как минимум, понимать смысл молитв на иврите.

Шамаш

Шамаш - синагогальный служка, на которого возложено множество обязанностей. Он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества, соблюдении расписания молитв. Однако нередко он выполняет также функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

Габай

Габай , или парнас, - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Часто синагогой управляет несколько габаев . Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.

Ашкеназы и сефарды

На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности - ашкеназская и сефардская - различия между которыми касаются, помимо всего прочего, порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие "сефардское еврейство" включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам, как, например, горские и грузинские евреи.

Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Между ашкеназской и сефардской синагогой есть различия и в интерьере. В ашкеназских синагогах между бимой и Арон Акодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан. В сефардских, как правило, амуда нет, и ведущий молитву становится к биме. Кроме того, сефардская синагога может быть украшена коврами, и вообще в ней ощущается восточный колорит, в отличие от ашкеназской, оформление которой ближе к европейскому стилю.

Хасиды и нехасиды

Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов - хасидов и нехасидов. Причем хасидский вариант ("нусах") молитвы многое позаимствовал из сефардской традиции и даже называется "Нусах Сфарад", т.е. "Испанский вариант". Близок к нему и Нусах Гаари, принятый у любавичских хасидов.

Но все эти различия, тем не менее, не очень существенны. По большому счету, для того, чтобы переделать синагогу из ашкеназской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо поменять только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы для всех синагог - одни и те же.

Синагога - (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, бейт кнессет - «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.

Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат - «малое святилище».

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы - первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнесет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

По правилам необхоимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано: «возжигать вечный огонь перед скрижалями…». Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.

Функции синагоги

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме.

В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы - начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд - Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин - местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Синагогальная служба

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнесет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни. Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме. Тем не менее, молитва не является полной заменой жертвоприношения.

Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.

Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы. Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в Земле Израиля и в диаспоре ещё в период существования Храма.

С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме. В субботу и в праздники Синедрион собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы. Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.

В эпоху Второго Храма главной функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя, поскольку еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме. Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу. Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.