16.07.2023

Чертеж универсальной бороны для мотоблока фермер. Сцепки и бороны для мотоблоков Нева. Обзор, их виды и варианты. Роторная борона и фреза, видео


На стадии подготовки к посевной кампании выполняются различные работы: вспахивание, рыхление, выравнивание, уничтожение сорняков. Для этого и нужна борона, выполняющая сразу несколько разных функций.

Боронование мотоблоком выполняется с использованием различных борон (дискового, зубового, роторного типа), каждая со своими отличительными свойствами.

Дисковая борона

Дисковые бороны применяются достаточно обширно и обладают высокой продуктивностью. Данный тип оборудования имеет свои отличительные характеристики:

  • модели, как правило, на колёсах;
  • диски – основной рабочий орган. Они располагаются под определённым углом атаки (в зависимости от направления движения). Чем твёрже и суше почва, тем выше должен быть угол атаки (до 21 градуса). Для задернелых участков используются диски с вырезами;
  • каждый диск можно заменить независимо от других. Выполнить несложные ремонтные работы может оператор самостоятельно;
  • можно отрегулировать глубину обработки грунта до 20 см. Также настроить глубину возможно, изменив массу балласта, а также степень сжатия пружинного механизма;
  • за час работы обрабатывается около 7 га;
  • максимальная скорость обработки почвы 15 км/ч;
  • возможность боронить землю с высоким уровнем влажности.


Дисковая борона установлена таким образом, что диски утопают в грунте. Мотоблок движется, диски под воздействием нагрузки начинают вращаться. Так происходит разрыхление почвы, срез сорняков.

Зубовая борона


Зубовые бороны для мотоблока, как и другие подобные механизмы, используется для обработки грунта. Отличительная черта такого оборудования – длинные зубья.

Характеристики зубовой бороны:

  • длина зубьев варьируется, но средний показатель – 10 см;
  • рабочая скорость оборудования до 12 км/ч;
  • обработанный слой почвы отличается равномерной, однородной структурой;
  • зигзагообразное расположение зубьев позволяет вспахивать отдельные участки почвы, а не одни и те же места;
  • сетчатая борона подходит для обработки рельефной поверхности;
  • различают лёгкие, средние и тяжёлые бороны. Тяжёлая с глубиной до 10 см, типа зигзаг, пользуется самым большим спросом. Средняя с глубиной обработки около 6 см используется на рыхлых лёгких почвах. Лёгкая с глубиной до 3 см может только выравнивать поверхность, удалять почвенную корочку.

Зубовой бороной разрушают верхний слой, взрыхляют почву, вытаскивают оставшиеся корни и растения. Таким образом уничтожаются сорные растения, перемешиваются слои почвы и выравнивается поверхность.

Роторная борона


Роторная борона к мотоблоку нужна для снятия верхнего слоя почвы. При её использовании нет необходимости предварительно скашивать травяной слой перед обработкой грунта.

Особенности роторных борон:

  • состоит из пар дисков, располагающихся горизонтально на осях. Диски с клиновидными зубьями, на которых скошенные срезы;
  • рабочая глубина в пределах 5-7 см;
  • ширина обработки фиксированная 140 см;
  • подходят для заделки удобрений, пожнивных остатков.


Данное оборудование также называют боронами-мотыгами из-за специфики его работы. Чаще всего применяется в зонах с плохим увлажнением почвы, а также в условиях, когда использование зубовых борон уже невозможно.

Как сделать дисковую борону для мотоблока своими руками?


Многие типы навесного оборудования можно сделать самостоятельно, включая бороны на мотоблок. При значительной экономии средств возможно получить отличную по производительности технику.

Детали, которые необходимы для создания бороны:

  1. Рама;
  2. Передняя и задняя секция режущих узлов;
  3. Кронштейн навески;
  4. Левая и правая поворотная цапфа;
  5. Чистильщик;
  6. Задняя и передняя планка;
  7. Регулировочная тяга, настраивающая угол атаки дисков.
  8. Шлейф-каток.

Максимально точные размеры упростят работу и ускорят процесс создания бороны своими руками. С этой целью можете воспользоваться чертежами:


Сам по себе дисковый агрегат – это одетые на ось под определённым углом металлические диски. При этом глубина вспахивания почвы должна регулироваться.

Перед изготовлением бороны нужно подобрать качественные детали из устойчивого к коррозии металла. Стоит выполнить дополнительную обработку специальными средствами от ржавчины.

Самодельная борона делается по несложной схеме:

  • сваривается надёжная прямоугольная рама (1400*650 мм). Оптимально брать металлический профиль. Используются железные уголки 450*450 мм;
  • специальные втулки используются для крепления независимой оси;
  • на оси восемь сферических дисков диаметром близко 500 мм и толщиной около 5 мм. Диски располагаются на горизонтальной трубе на одинаковом расстоянии. Количество используемых дисков варьируется в зависимости от мощности мотора мотоблока;
  • ширину бороны стоит делать максимально до двух метров, чтобы нагрузка на технику не была слишком высокой. Угол атаки грунта должен регулироваться;
  • полученную бороны соединить с мотоблочной навесной системой двумя цапфами.


При движении мотоблока диски должны свободно вращаться, взрыхляя грунт и остатки сорняков/растений. Самодельная борона подходит практически под все модели мотоблоков: Нева, МТЗ, Каскад, Агро, Крот. Потому в целях экономии можно изготовить оборудование своими руками. Кроме того, материалы и комплектующие имеются в специализированных магазинах.

Для работы любого навесного оборудования с мотоблоком Нева необходимо его соединить с агрегатом. Для этого есть специальное устройство – сцепка. Оно бывает нескольких видов, давайте разберёмся с особенностями каждого из них.

Сцепка для адаптера АПМ (для работы с плугом и окучниками)

Это сцепка предназначена для подсоединения к адаптеру различного навесного оборудования. Такого как плуги, картофелекопалки и окучники. Конструкция сцепки позволяет надёжно зафиксировать оборудование к мотоблокам Нева при помощи всего трёх болтов.

Этот вид сцепки позволяет регулировать угол наклона навесного оборудования при помощи болтового механизма. Эта функция позволяет наклонить мотоблок Нева, а плуг будет идти перпендикулярно к земле.

Поскольку в основном эта сцепка предназначена для использования плугов и окучников, то есть возможность установки двойной или тройной сцепки, чтобы к нему можно было сразу подсоединить несколько рабочих элементов.

Это модификация универсальной сцепки для мотоблока Нева. Её главным отличием является то, что можно не только регулировать высоту погружения, но и изменять угол наклона во всех плоскостях. Максимальный угол наклона в горизонтальной плоскости составляет ± 20 °, а в вертикальной ± 27 °.

Это сцепка особая сама по себе, поскольку выпущена заводом ООО «Мобил К» исключительно для сцепки с их оборудованием ОН-2 и Крот. Заводом был продуман отдельный вид сцепления, который в комплекте не поставляется, а приобретается отдельно.

Возможно ли сделать сцепку для мотоблока своими руками?

При изготовлении сцепки своими руками наиболее правильным будет выбрать универсальный вариант, поскольку 90 % навесного оборудования работает именно с этим видом сцепления.

Необходимо учесть, что на сцепку будет идти большое давление. Поэтому следует выбирать исключительно крепкие материалы с крупного листового металла.

В основе универсальной сцепки лежит П-образное крепление. Для его изготовления лучше всего подходит квадратный швеллер, он должен быть размером 40х40 мм.

В этом швеллере делаются отверстия, которые будут служить для фиксации сцепки при помощи штыря. Поэтому следует изначально изготовить штырь из высококачественной стали, а затем под размер штыря сверлить отверстия в креплении.

Для дальнейшей установки навесного оборудования следует подсоединить кронштейн. Его длинную часть следует направить вниз или вверх, чтобы у подсоединённого оборудования не было помех при движении. Не следует делать его слишком длинным, чтобы не допускать прикасание с землёй.

Отзывы владельцев

Вот что пишут люди на форумах о сцепке для мотоблока Нева:

Степан пишет:

«Долго выбирал, какую сцепку использовать. Ведь устройство у них похожее. Думал сделать самому, но не стал заморачиваться и купил универсальную сцепку Н. Она, как мне показалось, наиболее эффективная, многогранная и совместимая со всем оборудованием, которое у меня есть. Да ещё и плюс официальная гарантия. С тех пор нареканий на работе не было»

Василий пишет:

«Купил я для работы плуг Крот. Поскольку он был одним из самых дешёвых вариантов, а переплачивать не хотелось. Всё-таки они похожие и функционально одинаковые. Какого же было моё удивление, когда дома я не смог его соединить с моей сцепкой. На следующий день пошёл в магазин, чтобы выяснить, в чём проблема. На что мне продавец сказал, что забыл упомянуть об особой сцепке этого плуга. Пришлось покупать ещё дополнительно сцепление. Вот тебе и пословица, что скупой платит дважды наглядно…»

Бороны

Борона предназначена для перемешивания верхнего слоя почвы (для равномерного удобрения, увлажнения или аэрации почвы) и приведения её в однородное состояние (убирает корку на земле, разбивает комки, удаляет сорняки). На официальном сайте производителя мотоблоков Нева представлена одна официальная модель бороны.

Борона БД 850М (лущильник)

Борона разбивает большие куски (глыбы) почвы на более мелкие, благодаря этому почва дополнительно впитывает влагу и кислород. Эти два фактора являются обязательными для выращивания сельскохозяйственных культур.

Борона оборудована 8 дисками из высококачественной стали. Они сменные и при желании старые можно легко поменять на новые. Диски затачиваются на заводе по специальной технологии, благодаря этому они не затупляются в течение длительного периода эксплуатации.

Диски устанавливаются на ось. Эти оси закреплены на сверхпрочных тефлоновых подшипниках.

Угол борозды можно изменять в зависимости от условий:

  • Наклон в 10 ° применяется при агрессивном бороздовании;
  • Наклон в 15 ° используются при стандартном бороздовании;
  • Наклон в 20 ° используются при мягком бороздовании.

Если обрабатывается твёрдая порода и диски проскакивают, то для их погружения в землю можно использовать утяжелитель. Для этого сверху есть специальная продуманная площадка.

Чтобы достичь максимального результата бороздования, можно использовать две последовательно подсоединённые борозды. При этом первый агрегат сбрасывает землю внутрь, а второй наружу.

Можно ли изготовить борону своими руками?

При желании борону можно собрать и самостоятельно, в этой конструкции нет ничего сложного.

Проще всего изготовить зубчатую борону. Она чуть менее эффективна, чем дисковая, но в устройстве намного проще.

Для этого понадобится всего лишь квадратная труба, зубья и болты.

Необходимо разрезать трубы и подсоединить их друг к другу под углом примерно в 30 °. А на месте их соединения вставить зубья и закрепить их болтами.

Для соединения с мотоблоком можно использовать обычную цепь или изготовить устройство для сцепления при помощи обычной металлической трубы.

Но только это конструкция будет часто выпрыгивать из земли, её нужно дополнительно утяжелить чем-либо. Идеальным вариантом решения проблемы будут шлакоблоки или любые тяжёлые металлические конструкции. Но не следует переусердствовать, поскольку соединительные элементы должны выдержать вес всей конструкции.

Видео-обзор

На видео продемонстрирован процесс изготовления такой бороны:

А вот видео работа бороны в действии и результат проделанной работы:

Что говорят владельцы

А вот несколько мнений людей, которые уже работали с боронами на мотоблоках Нева.

Алексей пишет:

«Борону я решил сделать самостоятельно, поскольку её конструкция мне была интуитивно понятна. Поэтому немного пораскинув мозгами, и пособирав информации на форумах, смог без проблем сделать. Всё что нужно было это штыри и трубы для их крепления. Простота - залог успеха)»

Утяжелители

Утяжелители используются для придания конструкции большего веса. Это необходимо в тех случаях, когда оборудование «перепрыгивает» почву и работает прерывисто.

Утяжелители могут быть как для самого мотоблока, так и для навесного оборудования к нему.

Утяжелители для мотоблока Нева

Официальный производитель предлагает купить утяжеление у него на сайте. Они есть двух видов.

Груз-утяжелитель «Нева» Груз-утяжелитель

Первые изготавливаются в форме дисков, они предназначены для утяжеления колёс или оси мотоблока. Диски улучшают грунтозацепляющие свойства, вес одного диска составляет 10 кг.

Вторые производятся в форме цилиндра, который крепится только на штырь мотоблока. Тем самым отягощая его раму, вес одного такого цилиндра составляет 17 кг.

Но не стоит сразу покупать утяжелитель. Ведь это не навесное оборудование. Его задачей является утяжеление конструкции. Может быть, у Вас просто дома есть шлакоблок, металлическая гантеля или что-либо другое весом около 10 кг? Так просто повесьте его на мотоблок, и результат будет таким же.

Но эти манипуляции следует проводить правильно, поскольку в противном случае есть большой риск соскакивания утяжелителя с крепления и нанесения повреждений человеку.

Видео-обзоры

Вот пример, как можно сделать и установить утяжелитель для мотоблока Нева самостоятельно:

А на этом видео говорится о том, как правильно установить дисковый утяжелитель непосредственно на сами колеса для мотоблока Нева:

Для того, чтобы повысить урожай на поле, всегда пахали и боронили почву. Так делали наши предки, и современные аграрии делают то же самое. Но для того чтобы выполнить эту работу, в старину запрягали коней, а сегодня борону прикрепляют к мотоблокам (для мелких фермерских участков, частных дач) или к трактору (это для больших хозяйств на больших территориях). Исходя из вышесказанного — борона для мотоблока своими руками является важным орудием для любого дачника, ниже рассмотрим подробнее процесс изготовления и как делать правильное боронование мотоблоком.

Борона для мотоблока своими руками

Из чего состоит борона?

К квадратной трубе снизу привариваются металлические полосы, на концах которых в два ряда прикрепляются болтами зубья (фото 3). Эти полосы располагают под углом 30⁰ друг к другу, колья земли, которые проскальзывают между зубьями первого ряда (переднего), разбиваются о зубья второго ряда.

В варенной втулкой заканчивается дышло, через нее фиксируется борона при помощи «пальца» к мотоблоку. Высота подъема регулируется стойкой для глубины боронования (фото 4).

К дышлу рядом с ней приварен регулировочный винт для угла атаки – именно он позволяет настраивать конструкцию так, чтобы задние и передние зубья впадали в одинаковую глубину.

Особенности использования бороны на мотоблоке

Иногда, во время работы борона забивается. Очищать ее очень просто, при этом даже не наклоняясь. При поднятии ручки мотоблока, отрываем борону от поверхности почвы, отводим в сторону и ногами отбрасываем весь мусор, который скопился на зубьях. Затем возвращаем инструмент на прежнее место, опускаем и продолжаем движение.


Принцип роботы и устройство бороны для мотоблоков

Первая борона, которую человек сделал своими руками, имела вид связанных между собой бревен ели. Делали их не очень длинными, чтобы оставалась возможность маневрировать в полях, но масса бороны, была слишком велика, что давало возможность разбивать глыбы земли после вспашки и сохранять в земле естественную влагу.

На сегодняшний день этот агрегат применяют как самостоятельно, так и с другими видами приспособлений по типу сеялок и культиваторов. Борона справляется не только с земляными глыбами, но и прикрывает почву оставляя внутри нее влагу. Технические характеристики бороны позволяют ей еще собирать сухие остатки растений и выдергивать корни сорняков.

Это устройство, которое прошло века и сумело модернизироваться на столько, что при его использовании, человеческих усилий требуется минимум. Бороны бывают нескольких видов:

  1. дисковые
  2. роторные
  3. зубовые

Технические характеристики бороны соответствуют общепринятым стандартам и имеют расчет исходя из массы, которая приходятся на один диск или зуб. Соответственно, исходя из этой классификации, бывают бороны тяжелые, средние и легкие. А использование их может быть специальным или общим.

Виды борон для мотоблоков и тракторов

Во-первых, рассмотрим роторную борону для мотоблока, она очень хорошо снимает именно верхний слой почвы. При помощи роторной бороны после сбора зерновых культур обрабатывают землю. Так же она является хорошим вариантом при выравнивании почвы. Благодаря ей отпадает потребность в скашивании травы. Рабочая глубина устанавливается исходя из того какие задачи поставлены. Колеблется она обычно от 5 до 7 сантиметров.


Для трактора абсолютно не имеет значения, какой будет борона, здесь важнее и ценнее учитывать размеры необходимые для обработки почвы. Если это поле размером в несколько сотен гектар, то, чем шире будет борона, тем лучше.

Борона больших размеров производится специально для мотоблоков, поэтому сделать ее своими руками не составит особого труда. Она крепиться к мотоблоку на сцепку.

Фермеры сделали вывод: для хорошей эффективной работы в поле, борона, а точнее ее лезвия должны иметь косую форму. Располагаться зубья должны под углом к плоскости земли, это позволяет резать легко, а тем самым, разравнивание почвы.

Дисковая борона

Второй вид бороны дисковый, применение пересохшей почве. Дисковая борона выполняет все те же функции что и роторная, только отличается конструкцией: в ней используются диски, каждый из них стоит на отдельной оси. Но, к сожалению, такой вид бороны ломается чаще.

Классическая зубовая борона используется в тех местах, где необходим ровный и рыхлый слой почвы. Зубья располагаются в раме равномерно, длина их колеблется от 25 мм до 45 мм. Величина зубьев зависит от веса бороны, чем больше вес, тем больше зубья. К недостаткам следует отнести, скорость эффективности работы мотоблока, мощность должна быть значительно высокой, и составлять не менее – 12-14 км/час.
Если Вы стоите перед выбором то для работы на небольших территориях, прекрасно подойдет роторная борона для мотоблока.

Правильное боронование мотоблоком

Хорошая, качественно сделанная роторная борона для мотоблока может быть использована в качестве культиватора. Все то, что в отсутствии техники выполняется вручную, будет выполнено быстро и эффективно, когда в вашем арсенале имеется мотоблок и борона для него, то проведя правильное боронование мотоблоком Вы увеличите урожайность посаженной культуры, и значительно снизите уровень потерь посевного материала и обеспечите доставку удобрений на нужную глубину.

Борона для мотоблока способствует выравниванию верхнего слоя почвы, при высыпании удобрений на землю, ее работа обеспечивает попадание их под верхний слой земли на 5-7 см в глубину.

Совет: при проведении работ бороной с помощью мотоблока не превышайте скорость механизма более 4 км/час.

Похожие Записи:


    Дисковый окучник для мотоблока своими руками фото и чертежи
    Какое бывает и как выбрать навесное оборудование для мотоблока Салют
    как сделать плуг для мотоблока своими руками, чертежи, описание, фото

    Делаем навесное оборудование к мотоблокам своими руками, фото и чертежи

Мотоблоки – уникальная техника, которая в разы облегчает работу на земельных участках. Естественно многие владельцы такой техники оснащают ее дополнительным навесным оборудованием. Кто-то покупает его в магазинах, а кто-то решается смастерить его самостоятельно. Сегодня мы расскажем об очень необходимом для каждого хозяина мотоблока оборудовании – это борона. Разберемся, зачем она нужна, какой она бывает, и как сделать ее своими руками опираясь на чертежи.

Предназначение и виды бороны для мотоблоков

Если раньше она выглядела как связанные еловые бревна с длинными сучками, то сейчас это целая модернизированная конструкция. И это не удивительно, ведь время не стоит на месте. Такое оборудование выполняет несколько функций:

  • Оберегает землю от высыхания.
  • Выравнивает поверхность почвы.
  • Хорошо убирает сорняки с участка.
  • Разрушает верхний слой почвы.

Виды

Зубовая борона для мотоблока

Боронование мотоблоком с такой конструкцией используется в случае, когда нужно добиться ровного и рыхлого слоя земли. Зубья расположены равномерно и бывают самых разных форм и размеров: квадратные, ножевые, круглые и прочее. Длина зубьев напрямую зависит от ее веса, чем больше масса, тем длиннее зубья. Обычно их размеры колеблются от 25 до 45 мм.

Зубовые бороны могут быть нескольких типов соединения с рамой. В первом случае через пружинную стойку, а во втором – шарнирно. Также иногда можно встретить конструкции с подвижными колеблющимися или вращающимися рамами. И весьма активно используются в хозяйстве еще и ротационные бороны.
Данный вид борон делят на:

  • Общего назначения.
  • Специальные (сетчатые, шарнирные, луговые и т.д.).

Главным преимуществом данного вида оборудования является то, что она отменно снимает верхний слой грунта. Хотя с элементарным выравниванием почвы она справляется не хуже. Ее глубина может регулироваться в зависимости от целей и специфики поставленных задач, и состоит обычно с 4 – 8 см.

При ширине нужно учитывать не только габариты самого мотоблока, он и обращать внимание на размер участка. Обычно ширина конструкции находится в пределах 800 – 1400 мм.

Важно при покупке такой бороны смотреть на расположение зубцов. Они должны быть под углом, а лезвия должны иметь косую форму. Такие особенности говорят о том, что данное оборудование будет не только эффективным, но и прослужит долгие годы.

Дисковая

Суть и функции такой бороны в принципе ничем не отличается от предыдущих видов. Единственным главным ее отличием есть сама конструкция, в которой используются диски расположенные каждый на отдельной оси. Чаще всего такое оборудование используют на сухой земле. Но стоит отметить, что согласно отзывам такой навес часто ломается.

Борона к мотоблоку своими руками: как ее сделать и схемы чертежей

Прежде чем сделать борону, нужно понимать, какую конструкцию предстоит вам выполнить и нужно хорошо уметь работать с чертежами. Поскольку без эскиза и схемы сделать качественное оборудование практически невозможно.

Боронование – один из процессов обработки земли, без которого невозможно собрать хороший урожай. С помощью боронования достигается разрыхление и выравнивание верхнего слоя грунта, уничтожение сорняков, а также снижение потерь влаги. Это достигается путем воздействия на верхний слой грунта металлических инструментов – зубьев, дисков, мотыг (режущих плоскостей) – закрепленных на общей раме получившее название «борона».

Само боронование проводиться как до сева, таки после.

С мотоблоками применяются два типа борон – навесные (прицепные) и роторные. Навесные бороны крепятся спереди или сзади мотоблока, в то время как роторные устанавливаются вместо колес и за счет вращения двигают мотоблок, одновременно производя обработку почвы.

Зубовые бороны

Самый простой по конструкции и самый распространенный вид бороны для мотоблока – зубовые бороны. Они представляют собой раму, у на которой закреплены металлические зубья определенной длинны.


Зубья на раме могут размещаться различным образом. Самый распространенный способ размещения зубьев – «зигзаг». Но могут использоваться и прямоугольные блоки.

Количество зубьев и размеры рамы зависит от мощности мотоблока. Как правило, производители техники предлагают бороны для своих мотоблоков, но зубовую борону можно изготовить и самостоятельно, исходя из мощности двигателя вашего мотоблока. Такие бороны взрыхляют почву на глубину до 14 см. и соединяются с мотоблоком цепной или жесткой сцепкой.

Более сложным по конструкции видом зубчатой бороны является пружинная. Ее зубья делаются пружинными благодаря, что позволяет более качественно обрабатывать почву.

Видео борона для мотоблока.

Дисковые бороны

Обработка земли с помощью дисковой бороны для мотоблока не отличается от использования зубчатой. В качестве обрабатывающего инструмента используются сферические диски, которые могут быть гладкими или вырезанными. Последние улучшают характеристики обработки земли, но требуют чистки во время работы.


Диски размещаются на раме под определенным углом, его еще называют угол атаки. В зависимости от состояния или качества почвы угол атаки необходимо менять. Во время движения диски режут верхний слой земли, при этом измельчая его и разрезая корни сорняков.

Если боронование происходит по стерне, то лучше использовать игольчатую борону. В этом случае обработка земли будет производиться за счет воздействия на грунт игольчатых дисков, иглы которых прокалывают землю и разрыхляют ее. В зависимости от конструкции мотоблока, дисковые бороны могут крепиться на передней или задней подвеске агрегата.

Роторные бороны

Для снятия верхнего слоя грунта или обработки целинного участка лучше использовать с мотоблоком активную роторную борону.

Несмотря на относительно небольшую глубину обработки почвы (до 7 см.) она лучше всего подходит для первичной подготовки грунта на месте убранных зерновых.


В отличие от пассивных роторов, активная роторная борона для мотоблока устанавливается на валы вместо колес или почвофрезы. Именно по этой причине самостоятельное изготовление бороны не рекомендуется – неправильно рассчитанная и сделанная конструкция может привести к выходу из строя мотоблока.

Поэтому если возникла необходимость в ее использовании, то лучше купить борону для мотоблока заводского производства. При этом следует помнить, что роторные бороны отличаются друг от друга в зависимости от формы вала.

В качестве рабочей области в роторной бороне используются установленные под разными углами заостренные пластины. С их помощью и осуществляется обработка земли.

Для более эффективного применения роторной бороны, их следует устанавливать на мотоблоки имеющие коробки передач и достаточно мощный двигатель. Роторные бороны лучше использовать в комплекте с другим навесным оборудованием для обработки почвы, в этом случае борона не только обрабатывает верхний слой, но и выравнивает неровности на поверхности.