23.04.2023

Изложение на тему связанные корни. Связанные корни. Распределяемся на группы. Берем все свои


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 08.11.2017

Класс: 6

Урок № 49

Тема урока: Ко н тро л ь н ая работа 4. Изложен и е у ч е бн о а у ч ного т ек с та « С вязан н ые корн и » и ее анализ

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель: формировать умение излаг а ть бл и зко к тексту н а у ч ное р а с с у ж д ен и е

Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных):

Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста

Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы

Знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка)

Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи

ХОД УРОКА

Приветственное слово учителя, организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.

Приветствие учащихся. Готовят к уроку рабочее место, слушают учителя.

Запись числа. Классная работа.

Регулятивные:

выявление готовности к уроку

Личностные:

эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний, проверка Д/З

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Что можно сказать об этой синтаксической конструкции?

Какие типы можно выделить? (с1)

Расскажите об этих типах. (с2-4)

Рассмотрим композицию рассуждения (с5)

Текст

Основные понятия: тема текста, основная мысль, микротема, абзац, план, заголовок

Описание, повествование, рассуждение

Тезис - аргументы-вывод

Личностные:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные:

оценивают результаты по эталону;

адекватное восприятие оценки учителя и товарища

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:

развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

умение полно и точно выражать свои мысли.

3. Постановка темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы будем писать изложение по тексту типа рассуждения

(запись темы)

Какую цель поставим перед собой

Какую задачу поставим перед собой

Изложение «Связанные корни»

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

Личностные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей

Коммуникативные:

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

Познавательные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

4. Первичное усвоение новых знаний

Определите композицию

Сколько рассуждений в этом тексте

Творческое задание состоит в том, чтобы преобразовать второе рассуждение по типу первого: тезис – аргумент – пример

Для этого следует изменить форму последнего предложения, и поставить его сразу после тезиса

«Но так бывает не всегда. В русском языке есть корни, которые…..; их называют…»

Корень - это главная, обязательная часть слова. (тезис) Именно корень выражает основное значение слова . (аргумент) Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие). (пример)
Но так бывает не всегда . (тезис)
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. (пример) Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней. (вывод)

Личностные:

Регулятивные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения слушать и понимать других;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Познавательные:

5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция

Чтение текста 2 раза

Запись текста

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание

Познавательные:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Достигли ли мы цели, которую ставили перед собой?

Что нам в этом помогло?

Что получилось на уроке?

Возникали ли трудности, в чем?

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

7. Домашнее задание

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок, жеребенок кории связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- [тигр"-онок], слон- [слои"-оиок], волк- [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, иет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому иет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-. В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор].

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом‑ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при‑бежать . (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть . На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об‑ (вариант приставки о ) и раз‑ (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть ), показатель инфинитива ‑ть . Где же корень? Корень ‑ у‑ . Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

В словах теленок , жеребенок корни связаны суффиксом ‑онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр - [тигр"‑онок], слон - [слон"‑онок], волк - [волч"‑онок]).

Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень ‑ у‑ . Вот еще примеры: отнять - отнимать , поднять - поднимать , снять - снимать , принять - принимать . В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (‑ня‑ в сов. в., ‑ним‑ в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.

Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами , имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во‑нз‑и‑ть , про‑нз‑и‑ть (сравним: во‑ткнуть , проткнуть ), добав‑и‑ть , от‑бав‑и-ть (сравним: до‑ли‑ть , отли‑ть ); от‑верг‑ну‑ть , в‑верг‑ну‑ть (от‑кинуть , от‑бросить , в‑ставить ). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).

С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:

1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями ‑ верг‑ и ‑ ня‑ . В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять, поднять, разнять и др.; ‑н‑ - вставной звук между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.

2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: эго‑изм, эго‑ист; туризм, тур‑ист; изол‑ирова‑ть, изол‑яци‑я , [изол‑атор ].

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок, жеребенок кории связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- [тигр"-онок], слон- [слои"-оиок], волк- [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, иет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому иет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-. В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор].

Корень-это главная Корень-это главная обязательная часть слова. обязательная часть слова. Именно корень выражает Именно корень выражает основное значение слова. основное значение слова. Сравним два слова дом и Сравним два слова дом и дом-ик: суффикс обозначает дом-ик: суффикс обозначает размер – маленький, а размер – маленький, а корень – сам предмет; корень – сам предмет; бежать и при-бежать: бежать и при-бежать: приставка обозначает приставка обозначает «приближение», а корень – «приближение», а корень – само действие. само действие.

Но так бывает не всегда. Но так бывает не всегда. Возьмем глаголы обуть и Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы – ть. Где неопределенной формы – ть. Где же корень? Корень – у-. Этот же корень? Корень – у-. Этот корень выделяется как остаток корень выделяется как остаток после вычленения приставки и после вычленения приставки и других глагольных показателей. других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, Его особенность состоит в том, что он не употребляется без что он не употребляется без приставок. Такие корни, приставок. Такие корни, которые употребляются только которые употребляются только в сочетании с приставками или в сочетании с приставками или

Языковые средства Языковые средства Обобщенно-отвлеченная лексика, научные  Обобщенно-отвлеченная лексика, научные термины, преобладание существительных термины, преобладание существительных (значение, показатель, корень, (значение, показатель, корень, суффикс, приставка, глагол, суффикс, приставка, глагол, неопределенная форма, выражает неопределенная форма, выражает обозначает, выделяется, обозначает, выделяется, употребляются, называют) употребляются, называют) Глаголы настоящего времени, лицо не  Глаголы настоящего времени, лицо не называется называется Повтор местоимений  Повтор местоимений

1 рассуждение 1 рассуждение Тезис  Тезис Аргумент  Аргумент Пример  Пример Корень-это главная  Корень-это главная обязательная часть обязательная часть слова. слова. Именно корень выражает  Именно корень выражает основное значение слова. основное значение слова. Сравним два слова дом и  Сравним два слова дом и дом-ик: суффикс дом-ик: суффикс обозначает размер – обозначает размер – маленький, а корень – маленький, а корень – сам предмет; бежать и сам предмет; бежать и при-бежать: приставка при-бежать: приставка обозначает обозначает «приближение», а корень «приближение», а корень – само действие. – само действие.

2 рассуждение 2 рассуждение Но так бывает не всегда.  Но так бывает не всегда. Возьмем глаголы обуть и разуть.  Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы – ть. Где неопределенной формы – ть. Где же корень? Корень – у-. Этот же корень? Корень – у-. Этот корень выделяется как остаток корень выделяется как остаток после вычленения приставки и после вычленения приставки и других глагольных показателей. других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, Его особенность состоит в том, что он не употребляется без что он не употребляется без приставок. приставок. Такие корни, которые  Такие корни, которые употребляются только в употребляются только в сочетании с приставками или сочетании с приставками или суффиксами, называют суффиксами, называют связанными. связанными. Тезис  Тезис Пример  Пример Вывод  Вывод

Рассуждение Рассуждение -доказательство -доказательство 1 рассуждение 1 рассуждение Тезис  Тезис Аргумент  Аргумент Пример  Пример 2 рассуждение 2 рассуждение Тезис  Тезис Пример  Пример Вывод  Вывод От общего к От общего к частному частному От частного к От частного к общему общему

Задание Задание Преобразовать второе рассуждение по  Преобразовать второе рассуждение по типу первого (тезис – аргумент – типу первого (тезис – аргумент – пример). пример). Изменить форму последнего  Изменить форму последнего предложения и поменять его место, предложения и поменять его место, поставив сразу после тезиса (Но так поставив сразу после тезиса (Но так бывает не всегда. В русском языке есть бывает не всегда. В русском языке есть корни, которые…; их называют…) корни, которые…; их называют…) Записать первую часть без изменений,  Записать первую часть без изменений, последнюю с изменениями. последнюю с изменениями.

примеры примеры Сравним два слова дом и дом-ик:  Сравним два слова дом и дом-ик: суффикс обозначает размер – суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; маленький, а корень – сам предмет; бежать и при-бежать: приставка бежать и при-бежать: приставка обозначает «приближение», а корень – обозначает «приближение», а корень – само действие. само действие. Возьмем глаголы обуть и разуть. В них  Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, четко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы – ть. показатель неопределенной формы – ть. Где же корень? Корень – у-. Где же корень? Корень – у-.