08.06.2023

Бриджит бишоп. Для всех и обо всем. Какие имена носят ведьмы в наше время


В канун Хеллоуина мы вспомним о них - о тех, кого называли ведьмами. Многих оклеветали в мрачные времена Средневековья, но другие... другие не отказывались от своего мистического ремесла.

Некоторые ведьмы известны своими черными деяниями, другие же попали в этот список благодаря клевете и несправедливым обвинениям.

Бриджет Бишоп разоблачили дочки пастора

Английский городок Салем так и остался бы никому не известным, если бы там не завелись … ведьмы. Громкий судебный процесс состоялся здесь в 1692 году. Под страшные обвинения попали около 200 человек, 19 из которых были безжалостно казнены. Остальные оказались за решеткой - а нечего порчу наводить на честных людей! Как же удалось изобличить ведьм?

Первый «звоночек» прозвенел, когда в неадекватном поведении были замечены две девочки - сестры Бетти и Абигайл , 9 и 11 лет, дочери местного пастора. Отец насторожился, увидев, как часто апатия сменяется у девочек каким-то лихорадочным весельем. Потом дети стали то и дело биться в судорогах, кричать, причем на каком-то чужом языке. Молитвы, которыми пастор пытался излечить дочек, не помогали: дети затыкали уши, не желая их слушать, и принимались кричать еще отчаяннее.

Чуть позже девочки начали выкрикивать имена жителей Салема. Было решено, что это имена колдунов и ведьм - ну а как иначе? Один за другим подозреваемые в страшных преступлениях оказывались под стражей. Их пытали, вынуждая сознаваться в темных делах.

Первой казнили Бриджет Бишоп . Несчастная женщина оказалась слишком продвинутой для своего времени - мало того, что она успешно вела бизнес, управляя сетью таверн, так еще и имела наглость разгуливать всюду в сексуальных красных платьях! Ну ясно же - ведьма.

Нашлись свидетели, которые подтвердили: да, Бриджет протыкала иголками восковых кукол, не иначе наводила порчу на дочек пастора. Женщину, которая до самого конца ни в чем не признавалась и держалась на суде гордо и вызывающе, показательно повесили. Неизвестно, была ли она ведьмой. Только в ее доме потом действительно обнаружили восковых кукол.

Агнес Семпсон угрожала королю


Канун Дня всех святых недаром считается мистическим временем. Именно в этот мрачный вечер в 1590 году мощный шторм у скалистых берегов Шотландии сильно потрепал судно, на котором ехала невеста Иакова IV , короля Шотландии, прекрасная принцесса Анна . Корабль причалил к берегам Норвегии - надо было переждать непогоду. Туда прибыл сам венценосный жених, и они вместе с Анной двинулись в Шотландию по морю, однако тут опять налетел шторм. Путешествие оказалось долгим и опасным. Король под конец был уверен: без ведьм не обошлось. Начали хватать всех, на кого пали подозрения в наведении бури.

Агнес Семпсон и раньше казалась соотечественникам подозрительной: повитуха, знается с Сатаной, посещает шабаш с другими ведьмами - так рассказывали о ней. Агнес подвергли жестоким пыткам, вынуждая сознаться в том, что это она, наученная нечистым, вызвала бурю, чуть не погубившую короля и его невесту. Не выдержав мучений, женщина во всем созналась и назвала еще несколько имен. Ее казнили.

С тех пор призрак убитой Агнес стал являться иногда морякам. Рассказывали, что встретиться с ней - к несчастью: обязательно утонешь.

Анна Колдингс выкормила грудью ребенка Сатаны


Шотландская охота на ведьм, инициированная королем Иаковом IV, развернулась всерьез. Одной из женщин, имена которых прозвучали из уст замученной Агнес Семпсон, стала Анна Колдингс . Ее тоже подозревали в колдовстве: молодая женщина любила бродить по лесам в одиночестве, была необщительной, почти не ходила в церковь.

А если учесть, что Анна не имела родственников и жила бедно, то понятно: заступиться за нее было некому. Бедную женщину бросили на растерзание палачам. Под страшными пытками Анна во всем призналась: и в том, что была в сговоре с Сатаной, и в том, что вызывала бурю, чтобы потопить королевский корабль... Под конец у Анны, видимо, помутился от пыток рассудок. Она рассказала, что в молодости выкормила грудью ребенка Сатаны. Ее сожгли на костре заживо. В историю Анна Колдингс вошла как Мать Дьявола.

Мари Лаво не мешали оргии


Мари Лаво по прозвищу «Змеиная королева» жила в Америке, в Новом Орлеане и вызывала возмущение соседей тем, что держала дома живого питона. Считалось, что Мари принесла в город черную магию, первой начав проводить ритуалы вуду. При этом в ритуалах она использовала, к возмущению местного духовенства, христианские святыни - крест, распятие, а также образа святых.

Вылечив дочь мэра Нового Орлеана от эпилепсии, Лаво приобрела неслыханное влияние в городе. И это - несмотря на постоянно проводящиеся чернокнижные обряды с распитием крови петуха и оргиями! Обширные связи и знакомства Марии не позволяли духовным лицам начать борьбу с ней. К тому же и время изменилось - на дворе стоял XIX век, а не дремучее Средневековье.

Однажды к Мари Лаво обратился пожилой мужчина, собирающийся жениться на юной девушке. Он был обеспокоен тем, что девушка сопротивлялась воле родителей и не хотела связывать судьбу со стариком.

Лаво вручила мужчине приворотное зелье, после которого девушка стала покорной и сговорчивой. Но на свадьбе старик-жених внезапно упал и умер на глазах у гостей.

Оказалось, что еще раньше к ведьме обратилась невеста с просьбой избавить ее от ненавистного жениха, и колдунья решила помочь именно ей. Девушка осталась богатой вдовой и вышла замуж за того, кого любила. Молодожены щедро наградили помощницу-ведьму. Мари Лаво прожила 87 лет и умерла от старости. Ее похоронили как католичку - со всеми почестями.

May 25th, 2013

1. Бриджет Бишоп и другие Салемские ведьмы

В 1692-м году в английском городке Салем состоялся самый громкий суд над ведьмами в истории. В общей сложности в колдовстве были обвинены от 172 до 200 человек, 19 из которых повешены, а остальные брошены в тюрьму.

Началось всё с того, что две девочки, 9-летняя Бетти и 11-летняя Абигайл, начали странно себя вести: впадали то в апатию, то в лихорадочное веселье. Иногда они падали на пол, бились в судорогах, кричали и звали кого-то, причём порой не на родном языке. Когда отец, городской пастор Сэмюэл Пэррис, начинал читать над ними молитвы, сестры затыкали уши и кричали ещё громче.

Служившая в доме негритянка Титуба решила, что в детей вселились бесы. Чтобы это проверить, она облила кусок мяса их мочой, поджарила его, а затем скормила собаке. Девочкам это не помогло, но одна из них в корчах прошептала имя негритянки — бедную женщину тут же обвинили в колдовстве и заключили под стражу.

Потом сестры стали называть и другие имена, весь город переполошился, под стражу заключали всё новых и новых женщин. Первой казнённой стала владелица нескольких городских таверн Бриджет Бишоп. Она была известной в городе особой, успешной женщиной, но общественное мнение осуждало её за излишнюю экстравагантность — любовь к откровенным красным платьям. Бриджет обвинили в колдовстве — в наведении порчи на Бетти, Абигайл и других девушек, порче скота и использовании в колдовских целях кукол. Некоторые местные жители говорили о том, что видели, как она использовала этих кукол: втыкала в них иголки, поджигала куклам пятки и тому подобное. А некто Сэмюэл Шаттак показал, что Бишоп просила его покрасить для неё крохотные кружева, которые были слишком малы, чтобы использовать их для украшения платья.

Во время суда Бишоп вела себя крайне вызывающе, в итоге её повесили. За этим последовали казни других женщин. Неизвестно, выздоровели ли больные девочки, но восковых кукол в доме Бриджет Бишоп действительно нашли.

2. Агнес Семпсон

В 1590-м году, в канун Дня Всех Святых, у берегов Шотландии разыгрался страшный шторм. Штормы в этих местах были делом обычным, но в тот раз буря потрепала корабль принцессы Анны — невесты шотландского короля Иакова IV. Судно уцелело только чудом, и всей флотилии пришлось остановиться в Норвегии, чтобы переждать непогоду. Бури затянулись надолго, и король лично отправился встречать будущую жену и смог добраться до неё. Но когда королевская чета попыталась прорваться морем в Шотландию, буря налетела снова.

После долгого изнурительного путешествия чета всё-таки добралась до места. Суеверный король был уверен: обрушившаяся на их корабли буря — не просто разыгравшаяся стихия, а самое настоящее колдовство. Так в Шотландии началась охота на ведьм.

Первой обвинили повитуху из графства Ист-Лотиан Агнес Семпсон. Ей приписывали колдовство и посещение шабашей, где присутствовал сам Сатана. Говорили, что именно Сатана приказал Агнес и другим ведьмам вызвать бурю, чтобы погубить королеву Анну. Женщину подвергли пыткам: сначала надели на неё особое приспособление под названием «ведьмина узда», а когда она призналась во всём и выдала ещё пять своих сообщниц, удушили и сожгли на костре.

История на этом не заканчивается. Позже в залах Холирудского дворца якобы часто встречали призрак Агнес и говорили, что тот, кто увидит его, непременно утонет.

3. Анна Колдингс

Анна Колдингс была ещё одной женщиной, обвинённой в колдовстве во время шотландской охоты на ведьм. Именно её имя вышеупомянутая Агнес Семпсон назвала первым.

Надо сказать, что Анна действительно вела себя странно — по крайней мере, по мнению жителей того времени. Она любила бродить одна по полям и лесам Шотландии, редко ходила в церковь и почти ни с кем не общалась. Женщина была бедна, не имела влиятельных родственников, так что обвинить её в колдовстве было проще простого. Она также призналась под пытками в своей причастности к вызову бури и сношениях с Сатаной. Более того, она рассказала о том, что во времена своего девичества кормила грудью маленького сына Сатаны. Анну заживо сожгли на костре, и в историю она вошла под именем Матери Дьявола.

4. Мария Лаво

Известная как «Змеиная королева», Мария Лаво была, пожалуй, самой известной жительницей Нового Орлеана. Своё прозвище она получила из-за того, что держала у себя огромного питона по кличке Зомби. Более того, она считается основательницей культа вуду в Новом Орлеане. Местное духовенство Марию ненавидело и боялось, но сделать ей что-то в «просвещённом» 19-м веке, да ещё и в Америке, не могли.

Именно Мария ввела в орлеанский вудуистский культ моду на использование некоторых христианских символов: распятия, образа святых. Так она надеялась показать, что вуду ни в коей мере не противоречит христианству. При этом многие культовые службы включали в себя распитие петушиной крови и последующие дикие оргии. Она добилась в Новом Орлеане большого влияния, имела обширные связи с нужными людьми, и, по легендам, вылечила от эпилепсии дочь мэра.

Другая история, связанная с Марией: одну девушку из влиятельной и богатой семьи хотели насильно выдать замуж за старика. Молодая невеста любила другого и угрожала наложить на себя руки, если её принудят к замужеству. Обеспокоенный жених обратился к Лаво с просьбой дать ему приворотное зелье. После этого с юной невестой как по волшебству произошли удивительные перемены: она перестала сопротивляться и покорно пошла под венец. После венчания на свадебном пиру престарелого жениха хватил удар, и он умер на глазах у толпы гостей. Дело в том, что невеста успела обратиться к Лаво раньше, и та предпочла помочь именно ей. Девушка получила состояние и вышла в итоге замуж за своего возлюбленного, а Лаво досталась от благодарных молодых солидная награда за помощь.

Умерла Мария своей смертью в возрасте 87 лет как католичка и была похоронена на кладбище, в святой земле.

5. Лори Кэбот

Лори Кэбот — современная ведьма, живущая и здравствующая по сей день. В 1977-м году она удостоилась официального звания «ведьмы Салема» от массачусетского губернатора. Будучи шестилетней девочкой, Лори часто поражала взрослых неизвестно откуда взявшимися откровениями. Она говорила, что все эти удивительные вещи ей рассказывают «голоса». В 14 лет юная Лори переехала в Бостон, где встретила двух ведьм, имена которых неизвестны, и именно они разглядели в девушке настоящий талант к оккультным наукам и стали обучать её всему, что по их мнению положено знать настоящей ведьме.

Лори оказалась смелой и в конце 1960-х годов решила открыто заявить общественности о том, что она — самая настоящая ведьма. Кэбот стала носить длинные чёрные одеяния, пентакль и другие ритуальные украшения. Поначалу над ней смеялись, её боялись, но в итоге привыкли. Лори переехала в Салем — город в Массачусетсе — и стала учить желающих гадать на картах Таро. Параллельно с этим она с помощью ясновидения помогала полиции в раскрытии сложных преступлений, проводила диагностику болезней по человеческой ауре, а позднее основала «Лигу общественного признания ведьм». Лори сделала очень многое для того, чтобы ведьм не считали опасными, а также активно боролась за права ведьм и их признание в обществе. Её перу принадлежит книга «Сила ведьм», развенчивающая большинство стереотипов о ведьмах и их основном предназначении.

6. Каэль Мерри

Во времена инквизиции в нидерландском городке Рурмонд начали происходить странные события. Неизвестно чем болели и умирали дети и старики, падал замертво скот, быстро скисало молоко. Все эти события крестьяне приписали деяниям ведьмы — датчанки Каэль Мерри.

Испанцы, ведшие судебный процесс над ведьмой, настаивали на пытках, однако голландский суд оказался более гуманным и просто выслал Мерри из страны, поскольку та поклялась на Библии в своей невиновности. Правда, позднее её выследил и утопил в реке испанский наёмник.

7. Энтьен Джиллис

В ходе того же процесса в Нидерландах были обвинены в колдовстве и другие женщины. В частности, казнили повитуху Энтьен Джиллис. Под пытками у Энтьен вырвали признание о том, что в молодости она спала с Дьяволом, убивала ещё нерождённых детей и крохотных младенцев. Женщина назвала ряд имён и, по легенде, прокляла весь город перед тем, как её повесили.

Всего во время этого процесса было казнено 63 женщины. Все признались в том, что вершить свои злодеяния им велел Дьявол, и они не могли ослушаться.

Bridget Bishop (died 1692) was a tavern keeper whose wild temperament and flamboyant dress enventually caused her to be tried and hanged for witchcraft.

The seventeenth century was a time of great religious excitement both in Europe and America. The turmoil over religious beliefs may have led to the search for witches, which reached a high point in the colony of Salem, in present-day Massachusetts, in the late seventeenth century. It had been widely believed even before the Puritans left England that witchcraft was a well-practiced profession in Europe. (A witch, it was thought, made a pact with the devil in exchange for supernatural powers.) In the fifteenth and sixteenth centuries, thousands of people, mostly women and children, were tried and sentenced to death for this crime in Germany.

Witchcraft in history

Witchcraft had been a crime long before the trials in Massachusetts Bay Colony. The ancient Hebrews and Romans were convinced that some people had the power to enchant others or take the shapes of animals, and they believed that these people obtained their powers by making an agreement with the devil. In Europe during the sixteenth century, especially during the period of intense religious upheaval known as the Reformation, there was a renewed interest in witches. Tests for witchery, including a test to "swim" the suspected witches, or to dunk them in water until they were ready to confess their evil ways, became popular.

In England, King James II was an ardent believer in the evil of witchery. He had written a description of the antics of witches, which he spread throughout England, and offered a reward for exposing one of those who followed the devil. In the colonies, the brilliant preacher Cotton Mather had been caught up in the study of witches and had written about them in Memorable Providences Relating to Witchcraft and Possessions. Suspected witches were being brought to trial as early as the 1630s, and over the years many had been banished or put to death. Each colony came to hold witchery as a crime punishable by death.

By the 1690s, it seemed no one was safe from the devil. Even upstanding citizens in Salem and the surrounding communities were being accused of witchery. So who better to suspect of being a witch than Bridget Bishop?

Early life

Little is known of Bishop"s early life, though she was noted for her unusual ways. She dressed gaudily for her day, outfitting herself in red bodices for daily wear and in laces, often brightly dyed, for evening. (Samuel Shattuck, who dyed many of Bishop"s laces, would later testify against her at her trial.) She made quite a picture, dressed in her famous black cap, black hat, and red bodice looped with laces of different colors.

Bishop owned two taverns, one in Salem Village and one in Salem Town. She got along well with the men— especially the young ones—who patronized these taverns. Much to the dismay of her neighbors, she allowed them to play "shovel board" (shuffle board) at all hours. One neighbor had even found it necessary to storm the tavern late one night and throw the playing pieces in the fire to quiet the merriment. Later, the incident was used against Bishop when her accusers remembered that the very next day that neighbor had become "distracted," or suffered a breakdown.

Known for temper

Bishop"s temper alone was enough to make her suspect. All the community knew that often when her second husband bounced his wagon across the stream to their house, a loud and bitter argument followed. Before that, she had become the Widow Wasselbe when her first husband died under mysterious circumstances. Some, even then, had suspected her of causing Wasselbe"s death. Later she married Thomas Oliver, but that marriage had not lasted. She finally married a successful lawyer, Edward Bishop, but sometimes she still called herself Bridget Oliver.

In 1679 Bishop had been accused of practicing witchcraft, but was rescued by the testimony of her minister, John Hale. Later, in 1687, she was again accused, and again acquitted. These charges stemmed from several claims against Bishop. She had been accused at least once of contributing to the death of a neighbor, and more than once of causing someone she had argued with to become ill. She had also been charged with taking part in the devil"s sacraments on the Witches" Sabbath. On this day, it was believed, those faithful to the devil gathered together in the woods to worship him. The devil, in turn, would leave his mark on the body of each witch, a sign that he and the witch had made an agreement.

Origin of witch trials

Throughout the colonies the signs of a witch were well known: administering sacraments in the devil"s name on the Witches" Sabbath, and dancing wildly and nude at the celebration in the forest. As in Europe, different colonies resorted to torture to extract the truth from suspected witches. Even before the Salem Witch Trials of 1692 to 1695, there had been more than 100 accusations of witchery in the colonies.

In 1692 a group of young Salem girls, for no apparent reason, began falling into wild fits and imagining that people"s spirits—preparing to do evil—were separating from their bodies. Often they saw these people carrying the devil"s book (in order to enlist others in their evil causes) and, just as often, they saw these people in the company of a dark man (presumably the devil in human form). These girls kept company with a female slave from the West Indies named Tituba, who was reported to have practiced some forms of magic. Spurred on by an overzealous witch-hunter, the minister Samuel Parris, the girls made accusation after accusation against Bishop and other suspected witches.

Examination

On April 19, 1692, Bishop was summoned to be examined by a preliminary court headed by John Hathorne (ancestor of the writer Nathaniel Hawthorne). Also summoned that day were Giles Corey, the elderly husband of Martha Corey who once seemed ready to name his wife a witch but now stubbornly defended her; Abigail Hobbes, accused of falsely baptizing her own mother in the name of Satan; and Mary Warren, a servant girl whose imprisonment while waiting for this examination drove her insane.

The first part of the examination had the accusers confront the accused. The young girls had been instructed, perhaps by Parris, in what to do. When Bishop raised her arm, they did too. When she was asked whether she was a witch and she answered "I do not know what a witch is" and rolled her eyes, the girls rolled their eyes too. They acted as though Bishop controlled them. Although the girls" actions did not seem to trouble Bishop, it influenced the opinions of the authorities. Bishop was sent to Salem Prison to await trial.

Trial

The Court of Oyer and Terminer met at Salem in June 1692. Acting as chief magistrate, or judge, was Deputy Governor Stoughton. Bartholomew Gidney, Samuel Sewell, John Richards, William Sergeant, Wait Winthrop, and Nathaniel Saltonstall served as additional judges.

Since much of the testimony against her had been brought out in the examination, Bishop was already convicted in the minds of many in the town. There was little real evidence against Bishop, but the colonists believed their certainty alone could determine her guilt. Cotton Mather, the most powerful minister in the area, described the trial and the colonists" attitudes: "There was little occasion to prove the witchcraft, this being evident and notorious to all beholders" (Starkey, p. 153).

Nevertheless, the judges listened to the parade of accusers. Bishop"s earlier history was repeated: the noisy shovel board games late at night at her tavern, her bad temper, her first husband"s mysterious death. Also, witnesses reported that as she was led to court, Bishop"s sideward glance at the church had caused a board to detach from a wall and fly across the room.

Some women of the community searched Bishop"s body for the always-evident sign that she had made a commitment to the devil. After sticking pins in her, they found an unusual spot, which they testified about in court.

Damaging testimony

Samuel Shattuck testified that Bishop was a flamboyant dresser who often came to him to have various pieces of lace dyed. Some of these pieces seemed too small for a woman to wear, he noted. (It was well known that witches often used dolls to represent their victims when casting spells; Shattuck implied that this was how Bishop used the lace pieces.)

William Stacy recalled that at age twenty-two he had been stricken with smallpox and that it was Bishop who nursed him back to health. (Bishop was said to have had power over men, which grew as she became older.) Later, however, Stacy had begun to doubt Bishop, and had talked with others about her. For this, he said, Bishop had plagued him. Once, he testified, the wheel of his wagon had stuck in a hole in the road. When he stepped out to look at it, however, the hole had disappeared. Now, although he was a decent father and husband, Stacy said, the shade of Bishop plagued him in his sleep.

Samuel Gray, Richard Corman, and Jack Louder were also pestered by the image of Bishop as they slept. Sometimes her image turned into a black pig, a monkey, the feet of a cock, or the face of a man. Gray suspected that because the men had declined her friendship she had punished their families. Bishop, Gray testified, had been the cause of the deaths of his and Shattuck"s sons (she had first driven Shattuck"s son insane) and of the daughter of another.

The most damaging testimony was given by John Bly. Bishop had employed him to tear down a cellar wall in her former house. Inside the wall, he claimed, he had found dolls ("poppets") made of rags and hogs" bristles with pins stuck through them.

Bishop"s own testimony worked against her too. She was found guilty of telling lies, since some of the details she gave conflicted with what others said. Also, according to the court, early questioning had supposedly shown knowledge of witchcraft, yet Bishop claimed to have no knowledge of it.

No defense

Any evidence in Bishop"s favor was not allowed. While they were in jail, Bishop had asked Mary Warren, one of the other accused witches, about the claims made against Bishop. Warren told Bishop that the girls had manufactured the evidence against her. Bishop attempted to use Warren"s statements in court, but the authorities would not permit the remarks of a person they considered insane to go on the record.

Bishop"s son would have testified on her behalf, too, but he had been arrested after beating the truth about the false accusations out of an Indian servant and then accusing the girls who were the prime witnesses in all the trials of game-playing. He had even suggested that beatings might return the girls to their senses, too.

In the end, there were no witnesses to defend Bishop. Even John Hale, the minister who had defended her in 1687, was now convinced of her guilt. Meanwhile, the young girls continued to be bothered by the evil cast upon them, they were convinced, by Bishop.

Sentencing

Bishop was found guilty of witchery and sentenced to be hanged, but hanging was forbidden by an old Massachusetts law. Conveniently, an old colonial law that made witchcraft a life-or-death offense was "discovered" and, on June 8, 1692, again passed into law. On June 10, High Sheriff George Cowan reported that he had hanged Bridget Bishop on Gallow Hill from the branch of a large oak tree.

Further Reading on Bridget Bishop

Boyer, Paul, and Stephen Nissenbaum, eds., Salem Village Witchcraft, Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1972.

Hall, David D., Witch-hunting in Seventeenth-Century New England, Boston: Northeastern University Press, 1991.

Starkey, Marion L., The Devil in Massachusetts, Garden City, New York: Doubleday, 1969.

Салемские ведьмы

Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о ведьмах.
Конечно, не о тех, которых показывают в кино и которые носят чёрные шляпы, тёмные одежды и летают на мётлах, нет.
Речь пойдет о настоящих ведьмах… ну, или о тех, кого люди считали ведьмами, и кому пришлось заплатить за это очень высокую цену.

Сегодня нас ждет жуткая история Салемских ведьм, самых известных ведьм Америки.
Этой легендой мы открываем цикл «ведьмовских» историй: вслед за историей о ведьмах Салема, мы узнаем о ведьмах Нью-Йорка, Коннектикута, Вирджинии, Массачусетса.
Но это будет позже, а пока…
Знаменитая Салемская охота на ведьм: 1692 год, 19 человек повешены по обвинению в колдовстве, восьмидесятилетний старик до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) брошены в тюрьму как пособники ведьм, страх и паника в городе, потому что никто, никто не застрахован от того, что следующей жертвой охотников может оказаться кто угодно: пожилая женщина, священник, ребенок, жена губернатора, добропорядочный прихожанин. Если же вынесут обвинение, путь только один: допрос, признание - и виселица.
Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории.
До сих пор ведутся споры о том, что же произошло на самом деле: были ли казненные на самом деле ведьмами или являлись жертвами намеренного обмана, погибли в результате наговора со стороны потерпевших или, как утверждают историки, сыграло свою черную роль отравление спорыньей… а возможно, было что-то еще, нам неизвестное?
Мы уже никогда не узнаем этого…

Примерно так выглядел Салем 1692 года.

Тихий городок, где ни один житель и предположить не мог, какая черная слава уготована будет этому месту!
Уточним, что существовало два Салема: поселок Салем (Salem Village), где произошли события, приведшие к суду над ведьмами (который в настоящее время называется Дэнверс (Danvers) и город Салем (Salem Town), где проходил суд над ведьмами и который и сейчас называется Салемом.
Сейчас Салем - исторический город, "мемориал" знаменитых событий прошлых лет.
Повсюду, куда ни посмотри - бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и черные коты... даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле.
Лучше всего сказать так: Салем, это город, где Хэллоуин длится круглый год!
Здесь стараются сохранить стиль домов и улиц XVII века. Многие здания превращены в музеи, благо туристов тут полно: дом американского филантропа Пибоди, где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток; галерея салемских восковых фигур, музей ведьм, подземная тюрьма, где держали ведьм.

Сохранился и дом Корвина, где жил один из судей Салемского процесса - Джонатан Корвин, теперь здесь тоже находится музей. Дом-музей заново отреставрирован и даже передвинут на несколько метров (его передвинули, когда прокладывали улицу). Сохранилось старое кладбище, где похоронен один из судей.
Так же гостям Салема непременно покажут "Деревню первопроходцев", в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; "Дом Пикеринга" — самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; Дом о семи фронтонах: темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот дом, одна из основных достопримечательностей Салема, он описан в романе Натаниэля Готорна, который так и называется: "Дом о семи фронтонах".
Действие романа разворачивается в фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры "салемским ведьмам".
Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.

Но вернемся к нашей легенде.
Кто же они, салемские ведьмы?
Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
За что все это?
Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
А вскоре нашлись и ведьмы.

(Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)

В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
(Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!

Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
Произвели допрос.
Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.

Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
Ответ: Ни с кем.
В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
О.: Нет.
В.: Зачем ты вредишь этим детям?
О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
О.: Я никому этого не поручала.
В.: Какую тварь ты наняла для этого?
О.: Никакую - на меня возвели напраслину.
Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
«Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.

Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
«Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.

Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя - Джордж Барроуз».
Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. Решающее доказательство прозвучало непосредственно во время суда, когда девушки обвинили Барроуза, которого содержали в тюрьме, в том, что он их покусал. Они продемонстрировали отметины зубов, и тогда судьи велели открыть Барроузу рот и сравнить отпечатки с зубами обвиняемого, «которые отличались от зубов других людей».
У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, но
5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.
В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз (он так и не признал себя виновным в колдовстве), уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш». (Считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки, что если человек прочитал эту молитву, не споткнувшись – он невиновен). Толпа, присутствующая при казни, так взбудоражилась этим фактом, что потребовала немедленно освободить священника.
Судье наблюдающему за тем, чтобы приговор был приведен в исполнение, пришлось потратить время, чтобы втолковывать прихожанам, что дьявол опаснее всего, когда является в облике ангела света и смущает невинные души жителей Салема.
Бэрроуз был повешен.

На очереди было дело Бриджет Бишоп, рассмотренное судом в июне 1692 года.
Бишоп было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером, эксцентрично одевалась и была хозяйкой таверны.
Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет. Само собой, этот факт тут же был использован как подтверждение ее ведьмовства.
Муж ее сестры подтвердил, что к Бридже являлся Сатана, а свидетель поклялся, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
Нашлись и другие, кто подтвердил, что Бишоп – ведьма.
Житель деревни Самуэль Грей рассказал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его.
Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил и к ним.
Но самое главное: на теле женщины была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок».
Старую Бишоп признали признали виновной и 10 июня 1692 года «салемская ведьма» была повешена.
...После этого юные обвинительницы, что называется, вошли во вкус.
29-30 июля 1692 года еще пять женщин были признаны виновными и повешены.
Одна из них, Ребекка Нерс, была добропорядочной прихожанкой и женщиной преклонных лет: ей был уже 71 год, и она не вставала с постели.
Ребекка до конца сохранила трезвый ум и чувство юмора, который не изменил ей даже во время допроса.

Вопрос: Чем ты больна? О твоей болезни ходят странные слухи.
Ответ: Маюсь желудком.
В.: Чем ты уязвлена?
О.: Ничем, кроме преклонного возраста.
Преклонный возраст ее не спас.
«Околдованные» девочки стояли на своем: она ведьма! Она заставляла их подписываться в книге Сатаны! Она виновна!
Они корчились и бились в припадке, когда видели Ребекку, что, естественно, и заставило суд признать ее ведьмой.
Ребекку Нерс повесили.

Дело «Салемских ведьм» продолжалось, людей отправляли в тюрьмы и на виселицы и если у горожан и имелись сомнения по поводу происходящего, свое мнение они держали при себе. Сомневаться было делом смертельно опасным.
Трактирщик Джон Проктор был одним из немногих, кто посмел усомниться в том, что несчастные женщины действительно ведьмы.
Через день против него выступили в суде Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, индеец Джон (раб Париса), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут.
Они заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца.
Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.
9 сентября 1692 года приговариваются к виселице еще шесть женщин, а 17-го сентября на Висельный холм поднялись еще девять человек, обвиненные в колдовстве.
19-го сентября 1692 года восьмидесятилетнему Джайлзу Кори выпал самый тяжелый жребий.
Кори до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (его жена обвинялась в том, что она - ведьма), но и после этого он отрицал свою причастность к колдовству. К нему решено было применить пытку тяжестью, чтобы в буквальном смысле, выдавить признание.
Это было противозаконно, потому что, хотя в Англии пытки и существовала до 1827 г., в Массачусетсе параграф 46 Корпуса свобод 1641 г. запрещал их применение: «Из телесных наказаний не дозволяются бесчеловечные, варварские и жестокие».
Тем не менее, восьмидесятилетнего Джайлза Кори задавили до смерти, на протяжении двух дней накладывая на доску, положенную ему на грудь, все больше и больше тяжестей.
Еды не давали никакой, «кроме трех ломтей самого плохого хлеба в первый день и трех глотков стоячей воды, какая найдется поблизости, во второй». Роберт Калеф описал, как в понедельник, 19 сентября, в открытом поле подле салемской тюрьмы Джайлз Кори умирал «под гнетом и от наваленной на него тяжести язык вылез у него изо рта».
Кори умер, так и не признав себя виновным.
22-го сентября 1692 года повешены еще восемь человек.
Девятая жертва, Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем самым избежала повешения.
Как ни опасно было сомневаться в непредвзятости суда, все же в октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений.
Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным.
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.
В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.
Где на самом деле похоронены «салемские ведьмы» - неизвестно.

За время этой ведовской истерии в тюрьме оказались сто пятьдесят человек, было повешено девятнадцать.
Двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, одну (Титубу) долгое время держали в тюрьме без суда, двоим женщинам отсрочили казнь, так как они заявили о своей беременности (впоследствии они дожили до полной отмены приговора), одна (Мэри Бредбери) сбежала из тюрьмы уже после вынесения приговора, еще пятеро признали свою вину и получили отсрочку.

Множество версий, объясняющих поведение девушек-обвинительниц, было выдвинуто позднее.
Утверждалось, к примеру, что они отравились спорыньей, содержащейся в хлебе (симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки). Вскоре эта версия была опровергнута.
Другие говорили, что виной всему могло быть заболевание девушек особой формой энцефалита.
Но вероятней всего и всего правдивей видится нам самая простая версия: солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова. Именно это и привела на виселицу девятнадцать человек.

Единственным документом, подтверждающим это, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя, в возрасте 26 лет:

Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения

Вѣдьма - та, что обладает ведовством, знанием.

Приглашаем вас познакомиться с пятью самыми известными ведьмами за всю историю:

1. Бриджет Бишоп

Это имя стало известно благодаря одному из самых громких и леденящих душу судебных процессов над ведьмами в период Охоты на ведьм, состоявшемуся в Салеме в 1692 году. Тот суд искалечил жизни не одного десятка человек. Поводом для того стала странная болезнь двух девочек, приходившихся местному пастору дочерью и племянницей.

Бриджет Бишоп стала одной из первых, кого заподозрили в наведении порчи на девочек, так как те назвали ее имя. В то время Бишоп, урожденная Магнус, владела несколькими тавернами в городе. Это и ее любовь к кричащим красным платьям стало дополнительным поводом заключить женщину под стражу. Множество жителей Салема впоследствии стали обвинять Бишоп в травле скота, сглазе, шаманстве.

На суде Бриджет не смогла заручиться симпатией власть имущих из-за своевольного поведения. В конечном итоге ведьму Бишоп приговорили к казни через повешение.

Что интересно, в доме Бриджет действительно обнаружили ритуальные куклы.

2. Агнесса Сэмпсон

Переместимся из Эссекса в Шотландию, где пред судом предстали женщины, которые согласно заявлениям обвинения пытались с помощью колдовства потопить королевское судно – так решил сам король Шотландии, который был чрезмерно суеверным человеком.

«Очевидцы» дали исчерпывающие «показания», и на скамье подсудимых оказалась акушерка Агнесса Сэмпсон. Женщина подверглась страшным пыткам и прежде, чем была задушена и сожжена, «выдала» еще нескольких своих «товарок», которых ждала та же участь.

Говорят, призрак Сэмпсон до сих пор бродит по коридорам Холирудского дворца, а тех, кто его увидит, ждет смерть.

3. Анна Колдингс

Одна из тех женщин, которых Агнесса Сэмпсон назвала своей сестрой. Она была первой, чье имя назвала измученная повитуха. Анна была обвинена в богомерзком ремесле, женщину пытали, и в конце концов она тоже призналась в греховности своей сути. Анна Колдингс была сожжена на костре. Позже ее прозвали Матерью Дьявола.

4. Мария Лаво

«Змеиная королева» из Нового Орлеана, мать-основательница культа вуду, державшая в своем доме гигантского питона, дожила до глубокой старости и умерла по естественным причинам в возрасте 87 лет. Марии Лаво посчастливилось жить в «просвещенном» XIX столетии. Церковь не одобряла деятельность Лаво, однако поделать с ней ничего не могла. Сама же Мария относилась к христианству весьма уважительно: она добавила в ритуалы вуду атрибуты христианской религии, желая доказать, что магия и вера друг другу не помеха.

Что любопытно, Мария Лаво была похоронена по всем правилам католической церкви.

5. Лори Кэбот

Лори Кэбот – наша современница. Эта ведьма до сих пор жива и здравствует, проживая в Оклахоме. В 44 года Кэбот была официально признана ведьмой Салема.

С раннего детства Лори пугала и удивляла окружающих предсказаниями, которые ей ведали потусторонние духи. В 60-х Лори во всеуслышание объявила себя настоящей ведьмой. Сперва это заявление вызвало у общества здоровый скепсис, однако по мере того как к Кэбот все чаще обращались и простые граждане, и полиция, общественность сперва всколыхнулась, а потом приняла ведьму.

Несмотря на мрачное облачение, неизменный пентакль, Лори Кэбот всеми силами стремится показать людям, что ведьмы – не враги людям, что призвание ведьмы – помогать человеку своими способностями.

Перу Кэбот принадлежит книга «Сила ведьм», в которой она подробно касается и разрушает устоявшиеся стереотипы о том, кто же такие – эти ведьмы.


Ещё материалы